Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

когда травма - фетиш

Каждый из нас имеет в своем опыте раны большие и маленькие.

До тех пор, пока человек убежден в том, что он самый несчастный страдалец на свете (жертва), все остальные будут для него бездушными сволочами. А он - их безжалостный судья. Так в одном человеке проявляются обе полярности, свойственные позиции "я не отвечаю за свою жизнь, свои жизненные выборы, свои поступки и слова, все это спровоцировали вы".

Некоторым выздоравливать невыгодно - тогда они теряют инструменты воздействовать на других и получать вторичную выгоду: особое внимание, особую бережность, особые привелегии больного.

Выход из этого заколдованного круга становится возможным в тот момент, когда человек признаёт не только свою боль, но и чужую. Даже если по внешним признакам кажется, что "я пострадал больше другого", отрицание чужих ран или преувеличение своих ведет в результате к тому, что человек изолирует себя от других и, тем самым, лишается той самой целительной поддержки, в которой нуждается.

Ключом к выходу на другой уровень восприятия себя и своей жизни является разделение вины и ответственности: я не виноват в том, что я ранен, но я ответственнен за то, что я делаю и как поступаю с другими вне зависимости от того, осознаю я это или нет. Так же и другие не виноваты в том, что они  были невменяемы в тот момент, когда наносили раны, но они ответственны за свои действия в том смысле, что, хотят они того или нет, они будут иметь дело с последствиями своих действий, совершенных в невменяемом состоянии.
Вина связана с переживанием, а ответственность - с действием.

Переживание вины только тогда трансформируется в ответственность, когда человек способен выдержать вину и не развалиться. До тех пор, пока в страхе развалиться от вины он сбрасывает ее с себя на других как горячую картошку, никакая ответственность сформирована быть не может.

Та же история и со стыдом: пока человек избегает стыда из страха его не пережить и развалиться на месте, он не способен принять себя несовершенного. И, как следствие, не способен принять несовершенство и ошибки других людей.

Непереживаемость стыда, боли и вины всегда являются основанием для того, чтобы стыдить и винить других и причинять другим боль.
Если снять с вины, стыда и боли особый знак неприкосновенности и священности, а принять как часть жизни - тогда есть возможность перестать быть рабом этих переживаний. В вине, боли и стыде нет ничего катастрофического, поэтического и драматического.

Мы все не безгрешны, все бываем иногда невменяемыми, совершаем ошибки, переживаем потери и раны, и это просто жизнь, а не исключительное событие.


Tags: Восприятие, Кризис, Тренинг управления эмоциями
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments