Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

нюанс

Слово "нюанс" в словарях трактуется как незначительная подробность чего-либо. Если мы говорим о психической реальности нашего восприятия, то в ней нет незначительных подробностей, ибо каждый нюанс может полностью поменять смысл воспринимаемой ситуации. Фон, состоящий из нюансов, наделяет смыслом фигуру восприятия, то есть, то, что мы выделяем как предмет или явление. И стоит одному нюансу в фоне (поле) исчезнуть или появиться, и мы видим уже другое явление или другой предмет. Хрестоматийный пример про голого человека: в фоне "душ" он выглядит как нормальный, а в фоне "оживленная городская улица" как псих. Нормальный или псих - это смысловая фигура.

В восприятии человека, поляризованного понятиями "хорошо" и "плохо", нюансов не существует, либо они поделены на два лагеря: нюансы "за" и нюансы "против", и между ними отсутствует ряд нюансов, которые связывают полярности как два аспекта одного и того же. Так устроен внутренний конфликт, который такой человек неизбежно выносит из внутрипсихической реальности в межличностную, а из межличностной экстраполирует на весь мир как некий мировой закон. Ибо все то, что мы содержим внутри, чем бы оно ни было, мы выносим вовне, как линзу, через которую мы воспринимаем мир.

Психическое взросление - это обнаружение нюансов и развитие способности видеть самые различные смыслы в ситуациях, а само это многообразие дает нам возможность научиться максимально продуктивно адаптироваться к самым разным жизненным ситуациям, чтобы максимально эффективно действовать в них для решения важных задач выживания и самореализации.

Опять же, поскольку в расколотой психике нюанс неприемлем (он разрушает статус-кво полярного восприятия мира), то для такого человека он становится незначительной подробностью, которая только мешает и выглядит лишней, неуместной и раздражающей.

Многие люди путают понятия "нюанс" и "другая смысловая фигура", вынося из одной фигуры деталь и фомируя из нее и других деталей фона новую фигуру, называя ее нюансом, и не осознавая, что их фокус внимания уже не на том предмете или явлении, на котором они были сфокусированы ранее. Этот механизм восприятия называется "слияние" и является защитой от глубоких переживаний, связанных с погружением в основную фигуру. И тогда им кажется, что они говорят о том же самом, хотя для собеседника очевидно, что мысль утекла в другом направлении. В гештальт-подходе этот способ обращения с фигурой называют "размывание фигуры".

Tags: Восприятие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments