Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

культура постсоветской эзотерики

Эзотерическая секта по сути представляет собой притон наркоманов, где главным наркотиком, если нет других наркотиков, является диссоциативный психоз, и сектантские ритуалы - это ни что иное, как инструментарий для создания коллективного диссоциативного психоза.

Сама по себе диссоциация - краткое, измеряемое максимум несколькими минутами изменение состояния сознания, когда восприятие отключается от телесных нужд и потребностей, мобилизуясь и активизируясь для решения задач из, так называемого в народе, "взгляда сверху", "абстрагируясь", "со стороны", что позволяет быть менее обусловленным телесными нуждами и поэтому мочь увидеть нюансы и детали ситуации, которые в обычном состоянии затуманены чувствами и потребностями. В эзотерике это называют "выходом из тела", "астральным выходом" и т.п.

Такой механизм сам по себе эволюционен, в этом измененном состоянии сознания наяву или во сне были сделаны многие великие открытия, приняты судьбоносные для эволюции человека решения, но если человек на него "подсаживается", то он плавно съезжает с катушек.

Легче всего на диссоциацию подсесть человеку, которому в обычной физической жизни очень плохо. Тогда, диссоциируясь, он, фактически, выскакивает из своих болезненных переживаний, как если бы у него болел зуб и он выпил обезболивающего.

Однако, диссоциативный психоз и духовное познание - это не одно и то же. Как говорил Гроф, "Это - звонок Богу, но некоторые висят на телефонной трубке все время".
Духовное познание - это возможность ПОСЛЕ взгляда со стороны понять, какие простые прагматичные действия вы можете в своей жизни предпринять, чтобы свою жизнь сделать благоприятной для вас и вашего питающего поля. ПРАГМАТИЧНО ПОЛЕЗНОЙ. Вообще слово "духовный" сильно устарело для описания этого явления. Все намного проще.

Диссоциация - не только механизм защиты от переживаний, и использовать его так - это не духовный путь. Всякий раз, когда вы попадаете в острую жизненную ситуацию, когда вы нуждаетесь в изменении взгляда на мир потому, что вам не хватает его понимания и вы не можете адаптироваться к этой ситуации, вы выскакиваете на мгновение и можете оглядеться - чего я не заметил? Что есть еще в этом мире? Как я могу изменить ситуацию? И это - спонтанная вещь, это фокус, который организм совершает, чтобы выжить.

Но. Если в вашей голове бардак, если ваше внутреннее наблюдение не развито, если вы не способны оставаться "на земле", в прагматике, разыскивая новые решения, и вас уносит на волнах бессознательного в вашу внутреннюю борьбу между добром и злом вместо поиска конкретного решения задачи, то это не духовный путь, и не поиск решения, это психоз.

Есть диссоциативные психотики безобидные - собираются группами, обмениваются псевдоэзотерической галиматьей и обнимаются, и это, вероятно, их как-то временно, заземляет. А есть вполне небезобидные, переполненные страхом и гневом, и способные причинять вред себе и другим.

Собственно, это я к чему.
Не может быть никакого духовного развития, пока внутриличностный бардак. Оно просто не доступно. Поскольку изменение восприятия мира с двух-трехфакторного на многофакторное (что и есть результат развития сознания) возможно только в том случае, если человек научился удерживать во внимании противоречивые факторы как составляющие целого. До тех пор, пока мир у него раздроблен на добро и зло, пока внутри у него идет конфликт за кто прав и кто виноват, пока он манипулирует другими и общается с манипуляторами, он не может увидеть никаких других измерений, позволяющих делать какие бы то ни было открытия "сверху". У него просто не хватит внимания удержать в сознании что-нибудь, кроме двух полярностей, между которыми он постоянно мечется.
Все мультики, которые ему приходят в голову в диссоциации - чистый психотический бред ума, потерявшего физическую реальность.

Среди эзотерических дам и кавалеров принято быть "загадочными", то есть нести бессвязную чушь из обрывочных образов, используя шаблонные сочетания слеза-гроза, звезда-поезда и так далее, поскольку эффект незавершенного гештальта создает у такого же неумного читателя в голове интригу, наподобие отсутствующей коды в произведении Моцарта, которое подслушал Сальери и не смог спать.

Такой тип контакта, характеризующийся известным народным стихом "поцелуй меня с разбегу, я за деревом стою", в психотерапии описывается эмпирически как "мы играем в теннис, я бросаю ему мяч, а он не отбивает", а в эзотерическом жаргоне именуется "вампиризм": ваше внимание, время и эмоции отныне приклеяны к этому незавершенному гештальту, правда, только в том случае, если вы сами немного того, то есть, носитесь со своей дырой внутри, надеясь, что некто столь магичный и загадочный вам её заткнет.
Собственно, так и формируется секта.

Эзотерика сама по себе ничуть не загадочнее физики, и описать ее можно на двух пальцах:
Опыт вашего восприятия субъективен, то есть, не доступен другим. Поэтому нет никакого смысла пытаться его другим передать. Если вы познаете нечто ошеломляющее своим субъективным восприятием, и вам очень хочется поделиться этим с людьми, то у вас два варианта. Первый - найти в своем эзотерическом опыте прагматичную пользу для других и передать ее через простые прагматичные действия - двор, например, подмести. Второй - создать произведение художественного творчества, смысл которого исключительно эстетический. И если кто-то в ваших действиях или в ваших произведениях найдет для себя какой-то свой эзотерический смысл - то это его личное дело.

Tags: Индия и Тибет, Секрет, Тантра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments