Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

разница между психологической проблемой и болезнью

Большинство обычных людей не знает разницы между психологической проблемой и психическим расстройством (болезнью). Именно поэтому отношение к психологии в целом по стране слегка настороженное.
А разница очень простая.
Больным считается человек, у которого нарушены процессы психофизиологической саморегуляции, влияющие на осуществление следующих функций:
- умение выстраивать и сохранять взаимнопитательные связи с другими людьми
- умение самостоятельно обеспечить свое существование
- умение адаптироваться в изменяющимся условиям окружающего мира (как психологическим, так и физическим).
Эти нарушения проявлются как в физиологии и биохимии человека, так и в поведении, и нельзя сказать, что здесь первично - это происходит одновременно, вместе.

Например, человек не может регулировать свои действия, вызванные физиологическими потребностями и/или эмоциями, разрушая свое тело, здоровье, отношения с людьми, в следствии чего не способен позаботиться о себе.

Степень нарушенности может быть у разных людей разная.
Максимальная - это когда у человека полностью разрушена связь между телесными функциями и интеллектуальными: он не распознает своих физиологических процессов и не может их регулировать. Основная функция интеллекта - это обработка информации, поступающей от тела, и если между интеллектом и телом связи нет, то это как колеса отдельно, руль отдельно.

Такое бывает с полностью опустившимися алкоголиками и наркоманами, людьми, у которых есть механические повреждения мозга или нервной системы, врожденные заболевания или приобретенные, влияющие на мозг и нервную систему, а так же у людей, чья саморегуляция разрушена тяжелыми психологическими травмами.

Нарушение саморегуляции проявляется, в том числе, в том, что человек не замечает текущей физической реальности, буквально не видит и/или не слышит ее, а целиком его сознание находится в галлюцинаторной реальности, которую спродуцировала его психика, и эта галлюцинация для него не отличима от физической реальности по степени реалистичности, поэтому он в ней не сомневается.

Может быть минимально нарушенная саморегуляция - ситуативная: во время влюбленности или острого стресса. Таких людей больными не считают, но их состояние в этот период может демонстрировать все симптомы разрушения связи тела и интеллекта. При этом человек может быть высоко интеллектуально развитым. Проблема не в самом интеллекте, а в отсутствии связи с телом.

Бывают люди с очень подвижной психикой, у которых время от времени случаются обострения, связанные с самыми разными внутренними или внешними факторами. Например, так называемые сезонные обострения, когда изменение светового дня и температурного режима окружающей реальности влияет на изменение биохимии организма - весной и осенью. Или, например, гормональные изменения внутри организма, связанные с биологическими циклами. И еще много других причин. Для многих людей триггерами для обострений являются разные социальные ситуации.

Насколько это поддается коррекции?
Настолько, насколько человек сам осознает свою проблему. Не просто "знает" о ней, а способен ее НАБЛЮДАТЬ до, после или, лучше всего - во время нарушения.
Тогда он способен себя отрегулировать. Если функция наблюдения отсутствует в принципе (критическое мышление разрушено), то это не поддается коррекции. Ну, и, конечно, бывают такие физиологические нарушения (разрушен кусок нервной ткани в мозгу или в теле), которые не корректируются по органическим причинам: хоть умей наблюдать, хоть нет, сам себе ты нервную ткань отрастить не можешь.
По крайней мере, случаи чудес пока что научно не подтверждены, или широкой общественности не известны такие научные сведения.

Характерным признаком нарушения связи с реальностью являются любого рода одержимости, когда мышление/сознание/чувствование человека полностью сосредоточено на какой-то идее/объекте/субъекте до такой степени, что он не в состоянии по собственному желанию остановиться и решать жизненно важные для себя задачи, связанные (см начало) с обеспечением питательных отношений, своего существования и адаптации к среде. Это так же является признаком разрушения связи между телом и интеллектом.

Еще один вид нарушений могут приплетать к психическим расстройствам - это недоразвитие психических функций. Это уже более глубокая патология: недоразвитие интеллекта, нервных или коммуникативных функций. Это не расстройство и не нарушение, это дефект развития. Как правило, практически не поддается коррекции. Случаи, в которых люди смогли доразвить какие-то функции и социализироваться, большей частью являются исключительными, как любая гениальность.

А психологическая проблема - это когда вам не удается решить какую-либо жизненную головоломку, связанную с отношением к себе или отношениями с другими людьми, поскольку вам не хватает каких-то навыков или знаний. С этим встречаются все люди без исключения, когда переходят с этапа на этап развития своих возможностей и способностей. Просто одни настолько любознательны и наблюдательны, что находят способы решить эти задачи самостоятельно, а другим нужен взгляд со стороны. Причем, гениальных крайне мало, большинству людей нужен взгляд кого-то более опытного, чтобы попросту сэкономить время и силы. Тогда нужен учитель (коуч) или консультант.

Здесь в этом тексте, конечно, я не перечисляю огромное количество дополнительных нюансов, поскольку моя задача - сделать тему понятной для обычных людей, а потому я упрощаю, давая общие очертания различий.

Tags: На приеме, Психопатология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments