Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

интроект интроектов

 </a></font></b></a>
есть ли ценности у гештальт-терапевтов и для чего они?
(вот несколько зимних ну очень уж умных строчек)

    Стоит обсудить отдельно вопрос о тех ценностях, которые мы транслируем клиенту во время сессии гештальттерапии. Мне думается, что мы не совсем нейтральны в нашей работе и реально транслируем целый набор вполне позитивных с нашей точки зрения ценностей. Типа ценность осознавания, ценность творческого приспособления, ценность вступления в контакт и прочее. Они могут быть отнесены к группе процессуальных шаблонов коммуникации. Но введение этих ценностей почти автоматически перемещает терапевта в область, граничащую с духовными практиками. Юнгианец Хилманн вполне конкретно замечал, что Гештальттерапия относится к группе «целеполагающих (телеологических) направлений» , и ведь прав! ( правда, не помню, в каком из его текстов я это читала)

     

Особенно заметна в этом смысле концепция «творческое приспособление» , которая популярна в гештальттерапии . Эта  ценность, может быть успешно понята как совет для жизни, как  директива для клиентов, как вирус, разрушающий «стабильные клетки и шаблоны» интроектов. По сути дела, это в основном ПР, пропаганда, что то вроде  нового интроекта, который помогает субъекту в борьбе со старыми шаблонами реагирования.  Так как сама эта мысль является конечно аксиомой и в этом смысле интроектом. Так она сформулирована. Перлз решил странную задачу – создать интроект, который разрушает другие интроекты.

    Нескольким моим клиентам концепция «творческого приспособления» помогла эмоционально «собраться» и рискнуть дифференцировать свой страх и стыд как отдельное переживание. Вместо того, чтобы позволять страху захватывать себя, они стали думать о творчестве и возможности новой организации отношений с миром. Но нескольких клиентов эта концепция честно запутала! Они стали искать творчества и новизны всюду, и обижаться на повторяющиеся однообразные хорошие и полезные ситуации. И в этом смысле своим опытом подтвердили старую поговорку «лучшее враг хорошего». Я стала использовать иногда вместо концепции творческого приспособления понятие, которое часто употребляет Харм  Сименс: «свежесть» и в комплекте с новизной опыта получается в общем складно. Только стало заметно, что такой подход требует сначала расхода ресурсов от клиента, и только в отдаленной перспективе приносит дивиденды. Стало понятно, почему клиенты уклоняются иногда от заманчивого предложения «получить новый опыт»

     В целом идея «творческого приспособления» звучит крайне соблазнительно для клиентов, так как слово творчество устойчиво ассоциируется с чем то хорошим, детским, наивным добрым, От нее трудно отказаться. Хотя она несколько обобщенно представляет процессы организации активности, от нее трудно отказаться. «конечно, новое лучше старого», так скажет любой человек. Формула настолько изящна, что отказаться от него трудно. ПР состоялся, и триада звучит очень прогрессивно. Какой же человек откажется от пути прогресса, а конструкция сформулирована в скрытом виде как прогресс от инстинкта к разуму. И  конечно, «несколько вариантов поведения на выбор лучше, чем один единственный вариант.» это так заманчиво для души и для разума. Точнее, заманчиво для разума, так как именно разуму и адресовано. Душа, которая в отличие от ИД, больше стремится к идеалу, может быть предпочтет лучшее и единственное. Разум, который конечно, ПЕРСОНА, естественно, любит разнообразие. Функция ЭГО выбирает что то одно.

   И я сейчас склоняюсь к тому, чтобы понимать эту концепцию как полезный рациональный «костыль» для клиента, полезный для того, чтобы мы начали понимать друг друга, на уровне ценностей. Но при этом без фанатизма.

 

Tags: Гештальт, Дискуссии, ЖЖ, Как происходит психотерапия, На приеме, Осознавания, Отношения, Парадоксальная теория изменений, Секрет, Эксперимент
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments