Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

диссоциация и интеграция

2x92ifUl4RMДиссоциация - один из многих механизмов психологической защиты от переживаний, разрушающих психику.

Как и все другие механизмы, он может быть лекарством, а может быть ядом, зависит от дозы.
Люди, пережившие сильные травмы и стрессы, находят этот способ сохранять себя интуитивно, то есть, бессознательно. Так случалось и со мной: в моменты сильных потрясений, связанных с угрозами жизни для меня и моих близких, я автоматически мобилизовывалась, "выключая" все чувства, и, благодаря этому могла эффективно действовать и находить выход в текущей ситуации.

Диссоциация, по сути, это - отделение души от тела. У кого-то душа уходит в пятки и начинается паника, а у кого-то выходит вверх. На этом же принципе основана аскеза: чтобы смочь пережить телесную депривацию, сознание поднимается выше, открываются новые ресурсы психики, и отсюда можно наблюдать происходящее в другом маштабе, как если бы вы поднялись на многоэтажку или взлетели на самолете.

Многие, обучающиеся гештальт-подходу, замечали, что с развитием навыка наблюдать, они меньше чувствуют и больше наблюдают. Этот механизм называется "эготизм". Он близок к диссоциации, но эготизм - это гиперконтроль, подавляющий телесные (инстинктивные) процессы. Рано или поздно это приводит к психосоматике. Именно поэтому гештальт-подход без телесной составляющей, то есть, чистый анализ без интеграции чувств - это не гештальт. Так же, как и вываливание всех своих чувств окружающим и попытки управлять отношениями с другими людьми предъявлением чувств - тоже не гештальт.

Развитие осознанности не может происходить без использования этих психологических механизмов. Однако, это - лишь часть исследования, поскольку простое отделение сознания от тела и/или контроль над чувствами еще не является осознанностью. Диссоциация и эготизм помогают "открыть дверь", то есть, увидеть, что управлять собой и своей жизнью возможно на другом уровне. Но если человек выбирает эти защиты как средство увеличения осознанности и отказывается от чувств, по сути, он становится роботом-автоматом, лишенным чувствительности как инструмента ориентации в простой земной жизни, как средства коммуникации с другими людьми, а так же он лишается сострадания.

Часто выбор отключить переживания и жить только мозгом, является следствием несостоятельности человека в обустройстве своей жизни и таким образом он компенсирует свою самооценку. "Зато я умный". Единственное, что развивает такой подход - это гордыню, нарциссизм, ЧСВ (чувство собственной важности).

Осознанность подразумевает целостность, то есть, интеграцию телесных, эмоциональных процессов и мышления. Для осознанного человека нет плохих или неправильных переживаний, поскольку каждое из них несет информацию о себе и о мире, и главное - жизнь. Духовный человек - это не тот, кто научился не страдать, а тот, для кого переживания являются естественным и очень жизненно важным явлением, и он умеет пользоваться их ресурсами, их энергетикой, управлять ею с тем, чтобы не разрушать самого себя и других.

Это большое искусство - интегрировать разум и чувства, решив конфликт между ними, и, таким образом, сделав их единым непротиворечивым жизненным инструментом. В учении толтеков его называют "Путь Сердца", в буддистских традициях - срединный путь. В этом состоянии у вас нет необходимости долго взвешивать и выбирать, что будет правильно или не правильно, какая стратегия поведения станет эффективной, а какая - нет, поскольку вы идете за целостным, непротиворечивым видением происходящего, у вас нет внутренних противоречий между умом и сердцем, и нет потребности кому-то что-то доказать своими действиями, подчинить или подчиниться. Это - просто жизнь. В гармонии с самим собой и миром.

Приходите тренироваться
http://rubstein.ru


Tags: Гештальт, Осознавания, Учение толтеков, Эволюция, Экзистенциальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments