Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

двойные стандарты психологической этики

В этических кодексах психологов сказано, что психолог должен одинаково и непредвзято относиться к людям любой национальности, возраста, пола, социального статуса, вероисповедания и так далее.
То, с чем я реально сталкиваюсь - это с культурой дискредитации и дискриминации в психологическом сообществе любой духовной практики. Ни для кого ни секрет, что, если я заявляю о том, что я опираюсь на духовные концепции и свой духовный опыт в собственной жизни, своем отношении к людям и в оценке каких-либо явлений и событий, в профессиональном сообществе я считаюсь как минимум шарлатаном, как максимум - сумасшедшей.

Никак иначе, кроме как конкуренцией и отсутствием нравственных ценностей я это объяснить не могу.
Я хорошо понимаю, что людям, которым не знаком духовный опыт, многие явления духовного порядка не доступны, поскольку опыт этот субъективен, находится за гранью измерительных приборов и никак иначе, кроме личного эмпирического исследования не постижим. Но если это является основанием для отказа психологу в уже ранее признанном профессионализме и квалификации - то это ничем не отличается от советской идеологии, где верующему было отказано во всем.

Я так же хорошо понимаю, что с клиентом-атеистом я не стану общаться на языке недоступных ему понятий, как и с не-психологом обсуждать психологические явления на узком профессиональном языке. Но это не является для меня основанием отказываться опираться на те системные концепты, которые я сложила в своем мировоззрении благодаря своему духовному опыту, и, которые, безусловно, влияют на то, как я вижу клиента и его проблематику. Представления о том, что специалист может быть свободен от того, что является его ценностным фундаментом только на том основании, что он специалист, противоречат любым научным концепциям о механизмах восприятия.

Я полагаю, что публичное описание ценностных концепций, на которые опирается специалист в своей работе, дают максимально честное и недвусмысленное представление о его мировоззрении, которые позволяют клиенту ориентироваться и решать, подходит ли ему такой специалист. А профессиональная дискриминация лишает возможности специалистов, опирающихся на духовные концепты, ясно предъявлять общественности свою позицию и способствуют вводу потенциальных клиентов в заблуждение относительно того, к какому специалисту он обращается.

Я полагаю, что проблема совмещения духовного и научного видения заключается не в том, что они не совместимы (у меня все прекрасно совмещается), а в том, что в настоящий момент не выработаны критерии оценки адекватности взаимодействия "духовно одаренного" специалиста с клиентом. И отсутствие таких критериев является основанием запрещать то, что нельзя измерить.
И даже такая очевидная вещь, как знание, что специалист (что психолог, что врач) не может быть сильнее природных сил и победить при помощи научного знания смерть, горе или необратимые разрушения тела, психики или человеческих отношений, почему то не является основанием допускать влияние непостижимых сил природы в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Я готова пересмотреть свои взгляды в любой момент, когда будет открыта тайна жизни и решен основной вопрос современной физики, когда станет объяснимым, как набор химических элементов становится одухотворенным живым существом. До этих пор я считаю духовные концепции адекватным рабочим инструментом для работы в экзистенциальном слое или с экзистенциальной позиции при взгляде на проблематику клиента. В этом смысле я считаю, что разрушительными или дестабилизирующими являются не сами по себе те или иные концепты, научные или духовные, а конкретные специалисты, имеющие собственные психологические не решенные проблемы, влияющие на адекватность контакта с клиентом, низкую квалификацию или нарушающие этические нормы и ценности.

С точки зрения адекватности применения духовных концептов в психологической практике, я считаю, что на данный момент самый ясный критерий оценки безопасности работы специалиста является его способность объяснить духовные явления как на языке научной концепции, так и на простом человеческом бытовом языке.
Tags: Эволюция, Экзистенциальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments