Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

вообще о кино

Я еще слишком маленькая девочка в кино, чтобы высказывать громко свое мнение, но оно у меня есть.
В обсуждениях кино довольно распространены негативные оценки в стиле "вот раньше! а что сейчас!", "да никакой логики и правды!".

Кино - отдельный вид искусства, живущий по своим законам. Если вы ждете от кино логики, то это все равно, что если бы вы ждали от живописи фотографического эффекта.
Центральная задача кино не в том, чтобы передать логическую последовательность всех деталей, а в том, чтобы произвести на зрителя определенное впечатление - то, которое задумано его авторами. Станиславский называл это впечатление "сверхзадачей" - та самая мысль (а в некоторых фильмах их бывает две или три), которую зритель думает, выйдя на крыльцо кинотеатра после сеанса.
С этой точки зрения кино бывает хорошим или плохим: ясна ли сверхзадача, подана ли она так, чтобы зритель ее скорее почувствовал, чем "прочитал". Я считаю это самым главным критерием хорошего фильма. Все остальные средства (кем снято, на какие деньги и как снято, как сыграно) являются служебными для этой задачи. И, естественно, они могут портить это самое впечатление, а могут его усиливать.

Причитания на тему о том, что, дескать, вот раньше кино делали режиссеры, а теперь делают продюсеры, и поэтому "кино-гавно" в принципе не имеют под собой ни какой почвы. Довольно большой процент режиссеров вообще не сильно в контакте со зрителем. Художник - он такой, он живет в своем мире. И задача продюсера - сделать кино доступным зрителю. И вопрос не в том, кто должен стать главным, режиссер или продюсер, а в том, чтобы сценарист, режиссер и продюсер нашли общий язык друг с другом и со зрителем. Не так уж часто складываются действительно цельные кино-команды. Как, впрочем, и команды в любой сфере жизни, культуры и бизнеса.

Большое количество плохих фильмов обусловлено огромным спектром факторов, в том числе, как ни печально, и запросом аудитории (поскольку массовая аудитория ждет не киноискусства, а простого балаганного развлечения, а кто платит, тот и заказывает музыку), и исчерпавшими себя возможностями киноязыка (ничего радикально нового в кино не придумано уже несколько десятков лет), и сложностью придумать такую историю, которую еще никто не придумывал - все уже тысячи раз придумано.

Сочинение и производство кино - труд гигантский и очень дорогой. Только один из десяти снятых фильмов окупается. Огромное количество не снимается, потому что нет денег. И очень много начатых идей валяются в столах сценаристов, поскольку просто иногда не хватает какой-то одной маленькой детали, чтобы история сложилась. А она никак не придумывается.

Иногда предсказать, окупится кино или нет, довольно просто (жанр, например, определяет очень много), а иногда случаются неожиданности. Как, например, с фильмом "Облачный атлас": в Америке он почему-то не пошел, а в России зрители его смотрели по три раза, чтобы разобраться в конструкции.

А вдохновение, которое способно принести сценаристу или режиссеру новую, неожиданную идею - вообще вещь из области магии.
Так что, друзья, вместо того, чтобы ругать кино, предлагаю всем дружно взмолиться, чтобы киношников регулярно осеняло. И все получится всем на радость.

Tags: Искусство, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments