Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

Тренинг управления судьбой. Глава 12. Последняя. Фрагмент. "Жизнь в кайф"

Напомню, что книга продается в магазинах, и выглядит вот так

Довольно часто на приеме или на тренингах, когда люди начинают сами себя критиковать, оскорблять, унижать, обесценивать, мы спрашиваем: «для чего вы это делаете?» Ответ всегда один: «Ну, как же, если я не буду все время себя подгонять, я ведь ничего не достигну!»

Чего только люди за всю свою историю не делали в экстремальных условиях: и в горящие избы входили, и коня на скаку останавливали. В одной передаче рассказывали, как во время извержения вулкана женщина с парализованными ногами смогла на дерево залезть, чтобы спастись. Но вот смогла бы она это сделать в обычных условиях? Проделывает ли она это теперь, после извержения? Носят ли на руках женщины мужчин в повседневной жизни, как они это делали во время войны? Ответ - нет. Потому что это не навык, это не то, что получается потому, что мы умеем это делать. Это случайность, которая не переходит в разряд постоянных навыков.

Когда мы делаем что-то их страха или из какой-то иной необходимости, это диктуется силой обстоятельств, форс-мажором, и у нас нет внутренней, сущностной в этом потребности, мы делаем это без выбора, автоматически, руководствуясь архаичными чувствами и инстинктами. Для того, чтобы нечто переросло в искусство, в нас должна быть любовь к этому и неотъемлемая потребность ее реализовывать.

Искусство управления судьбой подобно искусству игры на музыкальном инструменте или написанию картины: вы перебираете множество струн, соединяете множество красок, создавая из них Произведение. Вы делаете это из любви к искусству, из зова вашей души, из высшего стремления реализовать свою сущность, натуру, из чувства радости и полноты, которые дают вам раскрытие вашего потенциала. Жизнь, чтобы уметь ей управлять и чтобы это управление реализовывало положительное, должна быть в удовольствие. Если вы пытаетесь управлять судьбой для того, чтобы избежать боли, отчаяния, безнадежности, то у вас будет получаться только спасаться и выживать.

 (упражнение)

Правило 41. Для того, чтобы управление судьбой приносило вкусные и радостные результаты, оно должно быть продиктовано стремлением получать от жизни удовольствие, а не стремлением избежать боли и отчаяния.

 (упражнение)

Предположим, что вы все-таки спасались от чего-то, стремились чего-то избежать в своей жизни. И вот, наконец, вы добрались до вершины горы – наверное, вам удалось сбежать J. Что теперь? А теперь перед вами стоит та же цель – научиться управлять своей судьбой, только не для того, чтобы убегать, а для того, чтобы наслаждаться жизнью, чтобы реализовать весь свой потенциал. Начнем сначала? J Представьте, что вы до этого времени были настройщиком инструмента – то есть вас самих. И вот теперь, наконец, вы можете по-настоящему играть J.

Только что вы сделали упражнение, в котором рисовали диаграмму своей жизни. Эта диаграмма – ваше игровое поле. Или полотно, на котором вы можете рисовать все, что угодно, в каких угодно пропорциях, в каком угодно порядке. Это и есть та самая жизнь, которой вы пытаетесь управлять.

 

«Мир - это твоя ученическая тетрадь, на страницах которой ты решаешь свои задачи. Он - не есть реальность, но ты можешь выразить реальность через него, если хочешь. Ты так же волен написать чепуху или ложь, или вырвать страницу».

Ричард Бах

 

Игра является «залогом дальнейшего жизненного творческого развития» человека. Развитие человека связано с самым значительным периодом его жизни – периодом игры, потому что в игре дети начинают впервые себя осознавать и пробовать разные социальные роли. С другой стороны, это тема имеет некоторый магический привкус, так как игра связана с одушевлением, персонификацией неживых вещей, явлений, объектов. Для ребенка весь мир  живой: воздух, небо, вода, земля, деревья, куклы, машины, тени, темнота, свет. С одушевлением «неживой» природы связан мифологический этап жизни человечества, этап, в котором вместо науки была магия. В игре еще нет смерти, есть только отмена игры.

Психологические исследования показывают, что насколько живым был в детстве мир для ребенка, настолько творческим он вырастет, настолько он будет способен любить, воспринимать, чувствовать. Способность к игре, к одушевлению и персонификации мира создают в человеке открытость миру и жизни, и препятствуют его уходу в себя. Живое переживание мира создает адекватное, то есть творческое восприятие действительности. Мир, полный живых существ, пусть и более наивный, куда сильнее захватывает воображение, создает творческий импульс, искренний поиск познания, чем мир, наполненный мертвыми вещами и безжизненными абстракциями.

 

«Они играли, будто не играют ни в какую игру». Ланг

 

Есть идея о том, что вся наша жизнь - игра. Не в том смысле, что жизнь – шутка. Если посмотреть, как играют дети, то можно убедиться, что для них как раз таки все серьезно, они полностью вовлекаются в игру. Но если посмотреть на нашу жизнь эдак сверху, то она может напомнить перемещение фигур, смену ходов на игровой площадке – да, почти как шахматы. К слову, в Индии считается, что шахматы были изобретены богами – именно так они играли людьми. Игра тоже предусматривает определенные алгоритмы, и в игре, кстати, видно, что случайностей не бывает – все имеет свои причинно-следственные связи.

 

«Смысл «театрализации жизни» глубоко внутренний; человеческое "Я" проходит через жизнь, через мир, как через испытание; судьба выставляет перед ним в жизни, как на сцене, "предлагаемые обстоятельства", в ответ на которые оно должно породить маску, отреагировать маской, само внутренне с этой маской не отождествляясь и становясь для себя, тем самым, все более свободным от всяких масок.

Так символически выявляется внутренняя возможность свободы, заложенная в человеке».

 

 Теория игр положена в основу одного из психологических направлений - транзактного анализа, основанного Эриком Берном. Э.Берн считает, что большую часть деятельности людей составляют так называемые игры, в которых участники меняются ролями. Люди серьезно и бессознательно играют в работу, в отношения, в общение. Чем меньше им нравится игра, тем серьезнее они в нее играют. Ролей, по мнению Э.Берна, всего три: Родитель, Ребенок и Взрослый. И именно в Ребенке заключена вся созидательная, творческая энергия, непосредственность и непредвзятость, которая составляет «легкость бытия». Взрослый – идеальный вариант развития человека – непременно должен содержать в себе естественного, не ущемленного, играющего Ребенка, и только тогда Взрослый сможет активно и гармонично существовать, не скатываясь к роли категоричного Родителя. 

«Единственная допустимая причина постановки цели – «потому что прет». Потому что «потому что прет» - единственный критерий полнейшей самореализации. Выполняя непрерывно свой сиюминутно-локальный максимум по «хочу» и «могу» не имеешь шансов не только не быть счастливым, но и не прийти туда, куда тебе надо в жизни».

Найдено на просторах рунета.

 

Быть счастливым человеком достаточно тяжело. Не потому, что счастье в действительности трудно достижимо, а потому что мы считаем, что оно трудно достижимо. Мы вообще привыкли думать, что то, что дается легко, ничего не стоит, что оно не заслужено, а заслуженное и настоящее только то, что добывается потом и кровью. Поэтому мы за счастье воюем, бьемся, страдаем за счастье. Нам кажется, что пока мы не пройдем огонь, воду и медные трубы, мы счастье не заработаем. И вот мы начинаем это счастье добывать, придумывая сами себе препятствия, сложности, страдания на ровном месте. Таким образом, мы практически никогда не ценим то, что имеем. Мы привыкли обесценивать то, что просто само пришло к нам.

Отсюда вытекает еще один интересный момент. Мы считаем себя причиной того, что выстрадано, добыто, заработано, и никогда – причиной того, что оказалось в наших руках легко и радостно. То есть мы становимся авторами только того, к чему надо приложить максимум усилий, а то, что просто нами заслужено, что притянуто нами иным способом – это как будто бы и не мы, а судьба, высшие силы, случай и т.п.

Это не так. Очень важно понимать, что невозможно быть ответственным только за горе или только за трудности или только за успех. Одинаково мы являемся причиной и радостей, которые происходят в нашей жизни, и удач, которые случаются с нами.

 

 (упражнение)

Правило 42. Хвалите себя не только за то, что вы делаете, но и за то, что с вами случается.

 

 

Трудно быть счастливым, потому что счастье давно перестало быть интересным другим людям. Заслуженным почетом, сочувствием и жалостью пользуются «страдальцы». Одна женщина с гордостью и довольством говорила: «Да, я родилась в мае и всю жизнь маюсь». Что ж, в этом действительно ее заслуга J. Тот, кто «много выстрадал», тот негласный ветеран боевых действий, у того медаль и соответствующие льготы. А тот, кто счастлив, тот никто.

 

J Попадает мужчина в ад. Видит: два котла с грешниками кипят, один из них накрыт крышкой и крышка привалена тяжелыми камнями, а другой без крышки. Он спрашивает черта:

- А почему один котел с крышкой и камнями, а другой без крышки?

- А в том, что с крышкой, евреи. Если один вылезет, все остальные полезут за ним. А в том, что без крышки – русские. Стоит только одному попробовать вылезти, другие его назад затянут.

 

Трудно быть счастливым, потому что энергию страдания, боли, недовольства мы ловим на каждом шагу – она вокруг. Стоит немножко «страдануть», и – подобное тянется к подобному: тучи витающей вокруг энергии недовольства устремляются к нам. И этому приходится противостоять, что невероятно тяжело в обществе, где страдание возведено в культ. С экранов телевизоров герои фильмов показывают нам свои разбитые злобными завистниками и предателями судьбы; песни пропитаны горечью разбитых кем-то надежд: «он меня бросил», «она меня кинула». В нас чрезвычайно сильна привычка быть несчастным. Многие с детства даже специально учатся этому, потому что пока все в порядке, не получишь конфетку (внимание, участие, поощрение).

 

«Пока мы были недовольны жизнью, она кончилась».

 

Считается, что счастье – это следствие, но счастье – это причина. Можно очень много работать над собой, разбираться с внутренними «тараканами», и они будут возникать снова и снова. А можно сначала быть счастливым. Счастье – это внутренний настрой, образ мышления, мировоззрение в противовес брюзжанию, порожденному недовольством всеми и всем.

Еще Козьма Прутков говорил: «Если хочешь быть счастливым, будь им». И все. Для того, чтобы быть счастливым, нужно лишь внутреннее желание и намерение быть счастливым. Бывает так, что вроде бы есть «все для счастья», а самого счастья нет. Ибо не обстоятельства делают человека счастливым, а внутренняя готовность быть счастливым и умение довольствоваться.

 

«Какие нужны условия??!!» Е. Гришковец, «ОдноврЕмЕнно»

 

Счастье – это не тогда, когда вокруг одна черная икра, украшенная красной. Когда ты счастлив, в жизни могут случаться и проблемы, и неприятности, и неудачи. Счастье составляет определенное отношение к ним, ко всему, происходящему в жизни. Счастливый человек понимает, что неприятности и неудачи могут быть, и принимает их как один из цветов радуги жизни.

 

«Рядом стареют и уходят в прошлое друзья. Потом стареют и новые, более молодые друзья. Люди стареют и проходят и мимо. Это грустно. Но жизнь не может состоять только из радостей и удач». В.Тарасов

 

Правило 43. В вашей жизни могут происходить неприятности, вам может быть грустно, больно, тяжело, но вы не обязаны при этом быть несчастными.

 

Счастье – это не итог, не цель, не награда, это – внутреннее состояние принятия себя и мира. К счастью не нужно стремиться, нужно стремиться к другим вещам, а счастливым нужно просто быть. Счастье – это побочный эффект полной жизни. И это – самый верный ориентир и стимул к действию.

Умение быть счастливым напрямую зависит от умения пребывать в «здесь и сейчас». Быть «здесь и сейчас» - это значит быть в настоящем, а не в прошлом или будущем. Если прислушаться к внутреннему диалогу, который разворачивается внутри каждого из нас, то вы можете услышать, что вы обдумываете то, что уже произошло, обдумываете то, что может случиться, и, таким образом, вы практически никогда не бываете в настоящем. Нас воспитывают на том, что настоящее – это преходящее, бренное, настоящее - ничто по сравнению с вечным, и «нельзя жить сегодняшним днем». Помню, мне, Султановой Елене, мама постоянно говорила: «Вот отмучаешься в школе, зато как хорошо будет в институте!..» Настал институт. Мама говорила уже: «Вот потрудишься на первом-втором курсе, зато потом лафа будет». Потом она говорила: «Отучишься в институте, пойдешь работать – и никаких тебе сессий. Сейчас надо заработать себе имя, а потом имя будет работать на тебя. 20 лет отпашешь, потом пенсия». Сюжет называется «Жизнь ради пенсии».

А моя, Нины Рубштейн, мама говорила: «Вот будет тебе 18 лет, тогда все можно». После 18 лет: «Вот поступишь в институт, тогда все можно». После поступления в институт: «Вот будешь сама зарабатывать, тогда все можно». Можно и тут не наступило: «Вот выйдешь замуж, тогда все можно» J. Пришлось выходить замуж и доказывать мужу, что теперь – все можно J.

То есть, весь смысл жизнедеятельности людей состоит в том, чтобы ежеминутные и ежесекундные «сейчас» были постоянно посвящены будущему, и удовольствие от жизни можно было получать когда-то потом. 

Находиться в прошлом или будущем – это лучший способ не контактировать с самим собой, а, значит, не контролировать себя, не управлять собой, не пользоваться собой, своими ресурсами, не знать и не чувствовать себя, своего тела, своих желаний, целей и потребностей. В то же время когда мы пребываем в настоящем, в нашем распоряжении - вся наша сила, вся наша энергия, все наше внимание. Если вы сделаете пребывание в настоящем своей практикой, то через непродолжительный промежуток времени вы заметите, насколько обострилось ваше осознание, ваше самочувствие, ваше восприятие, ваша интуиция. Любое действие, которое начинается из настоящего, обладает мощным энергетическим импульсом, потому что те ресурсы, на которые вы можете опереться, находятся здесь и сейчас. Вы не можете начать действовать из прошлого или будущего, так как их уже или еще нет. Однако Вы можете мысленно находиться в это время в прошлом и будущем. Можете себе представить, какая это рассинхронизация! Однако, именно так мы и действуем большую часть времени, в результате не обладая ни энергией для действия, ни необходимой концентрацией для целенаправленности, ни ясным видением цели.

 

«Это - наш звездный час. За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий, которые есть в любом событии. Это миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу в другую сторону». В.Тарасов

 

Время на разных уровнях течет по-разному. То, что кажется здесь молниеносным, на уровне протекания душевных процессов по продолжительности растянуто. Мы одновременно существуем в разных измерениях. Нами часто совершенно не осознается и не воспринимается то, что входит в промежуток между стимулом (раздражителем) и реакцией на стимул. По ощущениям реакция наступает моментально: скажем, услышали новость - огорчились/рассмеялись/обиделись. Кажется, что это естественная и непроизвольная схема. И иногда мы буквально становимся ее заложниками, когда наша реакция сознательно для нас неприемлема, нежелательна. Нам может казаться, что мы иначе не можем, у нас нет выбора, это происходит против нашей воли/заложено в существе нас. Мы не знаем, не понимаем, как это происходит. Мы теряемся в причинах своих реакций. Вместо того, чтобы посмотреть, как происходит реагирование.

То, что любую реакцию опосредует наш выбор, является не абстрактным и теоретическим утверждением, но реальным практическим процессом выбирания. Мы не являемся заложниками наших реакций, мы выбираем реакции и создаем их. То, что, казалось, происходит без нашего участия и слишком быстро, чтобы мы могли обдумать, как отреагировать, на самом деле происходит при нашем непосредственном участии и достаточно растянуто во времени, чтобы мы могли выбрать способ ответа.

А когда есть выбор, можно подумать, какой вариант наиболее примемлем/экологичен/конструктивен и почему, из каких соображений, раньше выбирался другой, неудовлетворительный способ.

 

«Чем меньше у человека зубов, тем он лучше фильтрует базар».

Народная мудрость

 

Каждая ситуация, каждое препятствие, каждый человек, встречающиеся нам на пути – это вызов, который требует правильной реакции. Если реакция правильная и вызов принят, проблема исчезает.

(упражнение)

 

Tags: Секрет, Управление судьбой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments