Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

секты-4


Уж просто даже добавить нечего: перечисление признаков психологического насилия, которое есть и в самой РПЦ, и было всегда в нашей стране, начиная с 17 года, и в каждой семье можно найти парочку-троечку признаков. Забывают только добавить, что в такую секту попадают только те, кто уже стал жертвой насилия в своей семье и в своей обществе. Человек, сформированный в здоровой обстановке, никогда не может попасть в секту. потому что такие нормы приемлемы только если в них воспитан:

 

Три стадии завоевания контроля над сознанием

Можно выделить три стадии в установлении контроля над сознанием, отличающиеся следующими характерными чертами.

1. Размораживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):

  • дезориентация;
  • сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);
  • физиологическая манипуляция (депривация (лишение) сна, депривация приватности (лишение возможности побыть одному), изменение диеты(может не иметь, а может и сопровождаться серьезными физиологическими и соответствующими психическими изменениями);
  • гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное говорение (скандирование) произнесение молитв, пение);
  • новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").

2. Изменение:

  • создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий; неформально
  • другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);
  • использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль Среды (окружения));
  • мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни "обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);
  • использование гипноза;
  • использование исповедей и доносов.

3. Замораживание (консервация новых стереотипов);

  • укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами);
  • новое имя, новый язык, новая "семья";
  • спаривание с новыми ролевыми моделями: система "приятельства";
  • продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм).

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах:

  • контроль поведения;
  • контроль информации;
  • контроль мышления (мыслей);
  • контроль эмоций (чувств).

Контроль поведения

Контроль поведения включает в себя следующее.

  • Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).
  • Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
  • Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений.
  • Награды и наказания.
  • Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль).
  • Жесткие правила и предписания.
  • Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

Контроль информации заключается в следующем.

  1. Использование обмана (умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман).
  2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним, загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.
  3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов).
  4. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).
  5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).
  6. Использование проповеди (информация о "грехах" - чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

Контроль мышления

Контроль мышления включает в себя следующее.

  1. Необходимость интернализации (понуждение к принятию) групповой доктрины как "Истины", включающей в себя следующие элементы:
         "схема тождественна реальности";
         "черное и белое" (нет полутонов);
         "добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);
         "Мы против Них" (групповое против внешнего мира).
  2. Навязывание принятия "нагруженного" языка (характеризующегося мыслительными клише).
  3. Поощрение только "хороших" и "правильных" мыслей (как это предписывается лидером и группой).
  4. Использование техник прекращения мышления:
         отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное ("мышление желаниями");
         монотонное говорение (скандирование), говорение на "языках", пение или гудение;
         медитация;
         произнесение молитв.
  5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными.
  6. Запрет на альтернативные системы верования.

Контроль эмоций

Контроль эмоций включает следующее.

  1. Осуществление манипулирования и сужение спектра чувств личности.
  2. Индоктринация убеждения, что в любых проблемах адепта всегда имеется его вина.
  3. Чрезмерное использование вины:
         вина идентичности (личной тождественности);
         социальная вина;
         историческая вина.
  4. Чрезмерное использование страха - индоктринируются различные фобии.
  5. Создание крайностей эмоциональных пиков и спадов.
  6. Использование ритуального, часто публичного признания "грехов".

Индоктринирование некоторыми деструктивными религиозными организациями фобий в сознание адептов

Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами является индоктринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается.

Могут индоктринироваться следующие фобии:

  • боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа;
  • боязнь внегруппового социума ("внешнего мира");
  • фобия на выход из культа;
  • боязнь врагов;
  • боязнь потерять свое "спасение";
  • боязнь природных бедствий.

Наличие диссоциирующих состояний у вышедших из деструктивной религиозной организации

Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. Правда, данные эти - по зарубежным странам.

В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами такого человека являются:

  • крайнее нарушение идентичности;
  • депрессия;
  • проблемы с зависимостью в принятии решений;
  • потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;
  • расстройства, связанные с посттравматическим стрессом.
  • замедленное психологическое развитие;
  • потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;
  • ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление личности;
  • неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне культа;
  • расстройства сна, кошмары;
  • сексуальные проблемы.

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем состоянии ("плавающем" возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности "АУМ Синрике", возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует очень высокая вероятность того, что этот человек будет этой организацией вновь рекрутирован.

Tags: Дискуссии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments