Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

о связи мышления и ответственности

Если представить развитие мышления в виде лестницы со ступеньками, то самая первая ступенька - это формирование навыка видеть причинно-следственные связи между явлениями.
Следующая ступенька - это изучение закономерностей, выведение правил и следование этим правилам. Большинство людей останавливаются в своем развитии на этом уровне.
Третий этап - это формирование внутреннего наблюдения за собственным мышлением и чувствованием, формирование навыков сложной саморегуляции, освоение абстрактного мышления.
Четвертая ступенька - освоение навыка системного мышления, где внутренний наблюдатель признан субъективным, а все наблюдаемые системы - временными. На этом уровне человек способен произвольно и легко менять точки зрения, рассматривая наблюдаемое с разных сторон.
Пятый уровень - трансперсональное мышление, овладение навыком произвольно соотносить самые разные системы, находя между ними непротиворечивые варианты взаимодействия.

Для каждого уровня характерно разное представление о личной ответственности за происходящее.
На первом за все отвечает внешний мир. На втором - за все отвечают системы внешнего мира, а человек отвечает только за то, следует ли он правилам этих систем. На третьем уровне человек присваивает ответственность за собственное восприятие внешнего мира. На четвертом уровне человек присваивает себе ответственность за собственные действия в связи со своим субъективным восприятием. На пятом осознает реальную величину своих возможностей влияния на изменения в себе самом и во внешнем мире, благодаря своим действиям.

Нина Рубштейн
http://rubstein.com
Tags: Восприятие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments