Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

грабли

Каждая новая ситуация, в которой другой человек повел себя возмутительно для вас, и вы тоже не отличились особой мудростью, является возможностью сделать вывод о том, как еще я могу себя вести в подобной ситуации.

Основным препятствием для того, чтобы сделать такой вывод, или сделать его достаточно новым и эффективным, является нетрезвая оценка себя и другого. Эта нетрезвость проявляется в двух вариантах - идеализации или дьяволизации себя и другого. Когда я говорю "идеализация" и "дьяволизация" я не подразумеваю, что это обязательно должно быть какое-то сильнейшее переживание, скорее, обозначаю некоторые полярные точки. Оно может быть не сильным, но направленным в сторону крайности.

Если вы трансформируете возникшую реакцию, прожив ее телесно и душевно, в нечто более спокойное, ровное, вы начинаете видеть трезво и себя, и другого, и тогда появляется возможность сделать ясный вывод.

Сильные эмоции препятствуют тому, чтобы видеть ясно. Огромным препятствием для ясного видения являются сильный стыд и сильная вина, сильное отвращение и сильный гнев в связи с произошедшим. Они являются следствием этих самых идеализации и дьяволизации. Если вы перестаете себя или другого вводить в образ одной из этой крайностей, а принимаете произошедшее как нечто, пусть и очень неприятное, но не катастрофическое, у вас появляется возможность переработать такую ситуацию с огромной пользой для себя, расставить ориентиры на будущее и смочь в следующий раз в подобной ситуации принять другие решения, помня предыдущий опыт.

Вину, стыд, гнев, отвращение, презрение питают больше всего не сегодняшние ситуации, не сегодняшние ваши поступки или других людей, а прошлый подобные ситуации, которые не были переработаны похожим образом. Оставшись нерешенными, они снова актуализируются всей своей нерешенностью в текущем опыте, и потому так давят на мозг.

Практика перепросмотра и завершения прошлого опыта с трансформацией переживаний, возникших в ту пору, является лучшей профилактикой трезвости сегодня.

Осознавание и выражение чувств само по себе не является упражнением, меняющим вас и вашу жизнь, ваше поведение и отношения с другими людьми. Это только первый этап пути. Но без него невозможны следующие шаги.

Осознанное переживание должно быть трансформировано в другой сорт энергии - в силу жить, проявляющуюся в освоении новых навыков, новых талантов, новых пространств этого мира.
Сама эта трансформация - искусство такое же сложное, как на начальном этапе было сложно научиться выслеживать себя, осознавать свои ощущения, чувства, мысли и действия.

Если не изменены, не реконструированы внутренние паттерны реагирования на те или иные ситуации, то мы снова и снова сталкиваемся с похожим опытом, и в какой-то момент у любого практика возникает отчаяние: "Что я ещё не осознал?! Сколько можно?". Ответ - сколько нужно.

Для осознавания некоторых глубоких автоматизмов нужно снять много предыдущих слоев и накопить достаточно внутренней силы для трансформации этих автоматизмов, сильно прочистить свое сознание, чтобы видеть ясно и накопить достаточно опыта столкновения с подобными ситуациями, чтобы научиться различать все более и более тонкие детали корневого механизма.
Если вы снова пришли в тупик - можно в нем немного отдохнуть и рассмотреть ситуацию еще глубже прежде, чем совершать новые отчаянные попытки ломиться в стену.

О том, как это делать, буду рассказывать на он-лайн курсе "Обнаружение и коррекция жизненных сценариев", который пройдет в июне, записаться можно на моем сайте в разделе Обучение http://rubstein.com

Tags: Гештальт, Перепросмотр, Пситуры, Учение толтеков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments