Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Господин Текст

Оригинал взят у ulitza в Господин Текст

Меня часто спрашивают, как писать легко, иногда присылают статьи, чтобы я сказала, что с ними «не так». Во всех случаях с ними «не так» одно - в тексте слишком много почтения к самому процессу писания и много страха перед читателем.
Если вам сложно писать, если ваши тексты получаются громоздкими, скучными и нечитабельными, и вам самому не нравятся, то, возможно, вы, как автор -
1) мало читали в детстве и юности художественных книжек; поэтому «поиграть» в то, что вы как будто бы тоже сейчас писатель, посочинять рассказы и истории у вас нет привычки;
2) вы считаете, что писание текста является особенным процессом для избранных, а вы попали туда случайно, как кур во щи, и вот теперь придется тоже соответствовать этим избранным, а куда уж вам; вы напишете, а к вам придут, разоблачат и выгонят из писателей;
3) вы бессознательно представляете себе в качестве читателя кого-то, кого вы до сих пор боитесь, обычно это фигура любого учителя, обобществленная и грандиозная, поэтому в итоге вы пишете не для того, чтобы рассказать историю, а для того, чтобы получить пятерку за тетрадь без помарок.
Особенные сложности представляют из себя психологические тексты. Тут приходится выбирать: либо пишем как диссертацию, используя терминологию, либо рассказываем человеческую историю. Первый путь обычно выбирают те, кто немножечко еще боится, что он как бы не настоящий психолог, если не знает «контейнирования» и «интериоризации», поэтому текст отгораживается от читателя стеной терминов, сквозь которые не продраться. Обычно задумка удается, и читатель почтительно кивает, пораженный ученостью написавшего, но не опознает в проблеме себя и свой случай. Единственное, что из такого замысла автора доходит до читавшего - «учителка знает ученые слова».
Если вы давно отказались от профессиональной терминологии в разговорах с клиентами и читателями, ваши тексты будут гораздо легче. В социальных сетях мы рассказываем истории, и это важно. И главное, что сразу впитывает в себя читатель из любого нашего текста, опознавая текст как «хочется читать» или «не хочется читать» - это, по моим наблюдениям, тональность, тон и ритмика текста, то, как он звучит, если представить, что вы его рассказываете, а не пишете.
Не лексика, не грамотность, не удачный заголовок, не злободневность материала, и уж точно не владение терминологией,  - важна тональность. Это то состояние, из которого вы пишете. Именно верно взятый тон максимально сокращает дистанцию между вами и читателем, сохраняя уважение к нему, позволяя рассказывать историю так, будто вы рассказываете ее лично каждому человеку. Живым голосом, смеясь или волнуясь, быстро или медленно, приглашая посмеяться, поплакать или удивиться вместе с вами. Такой тональностью обладают именно человеческие истории, написанные взрослым и свободным человеком для другого взрослого и свободного человека; или одним удивленным, обрадованным, огорченным ребенком для другого любопытного ребенка. Такой тон, позволяющий прочитать вашу историю на одном дыхании, невозможно взять из состояния «важный родитель пишет неразумным детям»; «старательный малыш хочет, чтобы его похвалила строгая тетя»; «юная аспирантка хочет, чтобы ее приняли в ученое сообщество».
Так, с уважением и вниманием к собеседнику, рассказывает свои истории Катерина Мурашова на «Снобе», например. Вероника Хлебова на фейсбуке и Татьяна Краснова на Правмире, например. Я привожу в пример психологов и педагогов, потому что наши профессии как раз об историях, которые можно рассказать так или иначе. В текстах этих авторов нет ни капли назидательности или превосходства. Нет сообщения «я знаю что-то, чего не знаете вы, бе-бе-бе». Нет сообщения «приходите, я вас научу как жить». Нет самого главного и самого противного, что бывает в текстах специалистов любого профиля: «я эксперт и гуру». Есть бесконечное уважение к собеседнику по ту сторону текста и доверие к нему. Доверие к тому, что он поймет, знание того, что он нуждается в истории, сказке, утешении или разгадке, но никак не в
- поучении (а разве вы не знали? А зря вы не знали),
- демонстрации превосходства (у вас не получается, а у меня получается)
- или назидании (вы плохие, раз так делаете)
В хороших текстах нет и испуга перед гипотетической строгой учительницей-читательницей. Такой испуг может сделать  текст громоздким и скучным, потому что читателю предлагаются обычно экскурсы в историю и теорию предмета:
- рассмотрим происхождение пудрениц. Пудреницы зародились в 12 в до н э как предмет обихода из рогов бизона и были впервые описаны Альфредом Адлером;
- обзор всего того, что автор знает -  в этом случае автор боится, что его не признают авторитетным, поэтому таскает читателя по всем закоулкам и просторам своих знаний, показывая богатое владение предметом;
- обильное упоминание и цитирование авторитетов в этой области, когда за их спинами прячется сам автор.
Все это, как правило, бывает больше похоже на теоретическую часть дипломной работы, нежели на живой человеческой текст. Писать такие тексты в соцсетях бессмысленно, так как корифеи вряд ли станут читать нашу статью с цитированием Выготского или Пиаже, а обычные читатели не пробьются сквозь академический тон в статье про то, как лучше понимать ребенка.
Я обычно говорю тем, кто спрашивает, как снять страх перед текстом: просто расскажите историю. Расскажите то, что вы сами любите или от чего у вас захватывает дух, или от чего страшно, расскажите любым языком, пусть это будет один абзац: «Приходит на первый прием мокрый и замерзший клиент. Говорит - "на улице дождь, я боялся, что вы сегодня простудились". И я понимаю, что клиент больше привык думать о других, чем о себе, у него нет зонта, но боялся при этом он за меня». Три строчки, важно, без терминов, красивостей и изысков, кто-то узнает в этом себя, задумается, отследит свое такое же и в следующий раз запишется к психологу-возьмет зонт-ощутит, что он промок и замерз тоже.
Конечно, есть врожденный талант к писательству, есть способности, развитые интенсивным чтением и образованием, но если нет, что тогда - не писать? Пишите! Рассказывайте. Не бойтесь читателя, он сам вас боится. Представляйте себе его как уважаемого друга, не близкого, но постоянного, ценного для вас. Главное слово - поделиться. Поделитесь тем, что вы знаете, что видели или что чувствуете. Не скатываясь в панибратство, не забираясь высоко. Сидите рядом, говорите, рассказывайте, не вещайте.
Чисто технически - делите текст на абзацы, соблюдайте пунктуационную гигиену: даже если вы не сильны в запятых, пожалуйста, не отделяйте запятые, точки и другие знаки от слова перед ними пробелом , вот так , это тяжело читать , и, напротив,обязательно ставьте пробел после пунктуационного знака и перед следующим словом,чтобы не было так,это еще тяжелее,
- обходитесь без скобок, кавычек где только можно, откажитесь от хэштегов, особенно взятых из твитера и инстаграмма. Не применяйте в текстах смайлы и скобки, принятые в смс-переписках, это не тот формат и масштаб.
Свобода от всего этого делает текст чистым и легким для глаза.
Давайте свои контакты сразу в тексте, если вы говорите о своих консультациях, тренингах, уроках, группах, бизнесе, деле, фирме, проекте. Будьте доступны тут же, сейчас же, это очень важно. Телефон, почта, все мессенджеры, - все это должно легко находиться и быть очевидным для читателя. Проверяйте каждый день в фейсбуке отфильтрованные сообщения и спам в почте - там есть те, кто пытается пробиться к вам.
Простой текст о вашем деле или о какой-то истории, страничка с вашими контактами - это забота о тех, кто хотел бы к вам попасть, но вы ему тоже представляетесь недосягаемым, он тоже вас боится, он представляет себе психологов в казенном учреждении, пахнущем линолеумом, белыми халатами и очками; строгих тетенек или насмешливых опасных дяденек, которые взглянут и все поймут. Бизнесменов, бизнеследи, на каблуках, безжалостных и успешных, не нуждающихся в нем, в читателе. Вас, не снизошедших до ответа на письмо или вопрос в мессенджере - а все это просто провалилось в недра фильтров.
Смените тональность и ритм текста, шагните ближе, сядьте, расскажите историю. Я очень желаю вам удачи. Когда мне страшно, я подбадриваю себя фразой "не боги горшки обжигают": это значит, что все хорошее и интересное делают самые обычные люди, мы с вами. Поэтому не бойтесь текста, в том числе и о себе, как о психологе-пекаре-яхтенном капитане - вы не писатель Лев Толстой с бородой, вы рассказчик, нас с вами много, наша история кому-то да будет нужна и придется вовремя.
Текст написан для "Школы частной практики" Елена Потапенко - Лена, спасибо за идею!



Юля, спасибо за текст, подпишусь под каждым словом!
Tags: Мои книжки, Чужие книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments