Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Про поддержку психолога

Пишет Ильдар Давлитшин, консультант гештальт-центра Нины Рубштейн
http://rubstein.ru/consultants/ildar-davlitshin/

В жж relbov_id

Репетитор помогает ученику делать домашнее задание.
Хороший репетитор делает нечто, что позволяет ученику решать задачи самому.

Многие люди, идя на личную терапию, ожидают, что психолог решит их проблему.
А многие психологи считают осознано или не очень, что они могут решить проблему человека, поддерживая его.
И те и другие заблуждаются. Вообще-то психолог может решить проблему человека, давая ему то, что он не может получить в среде. Например, разговаривая, если в среде с ним особо не разговаривают, или, слушая, если его в среде не слушают. Ну и прочими способами психолог может удовлетворять потребности человека.
 Таким образом, психолог может «решать» проблемы человека, но к терапии это не имеет никакого отношения. Это имеет отношение к привязыванию человека к психологу (какой хороший психолог, он дает мне то, что мне не удается получать в жизни), ну и к выкачиванию денег. Человек ходит к такому «поддерживающему» психологу долгое время, тратит прилично денег, но качество его жизни не меняется, не улучшается.

Что же такое терапевтическая поддержка?
Ниже приведены выдержки из разных книг Ф.Перлза про поддержку:

«Пациент пришел за помощью, потому что он переживает экзистенциальный кризис, то есть он не может удовлетворить психологические потребности, не может получить нечто, что необходимо ему как воздух, а если получает, то тут же теряет.
Тот факт, что он пришел на терапию, является признанием того, что он не может удовлетворить свои потребности. Он обращается к терапевту, потому что надеется найти в нем поддержку, которая компенсирует его неспособность опираться на самого себя.
Цель терапии -  обретение пациентом способности опираться на себя.
Затруднение в возможности опираться на уважение к себе приводит к постоянной потребности во внешней поддержке, потребности быть уважаемым другими.
В терапии, если пациент не получает от нас той поддержки, которую ожидает от среды (не будучи способным опираться на себя), если мы не даем ему ответов, на которые он рассчитывает, если не ценим его добрые намерения, не восхищаемся его психологическими знаниями, не хвалим его за быстрое продвижение, - пациент чувствует себя фрустрированным, и мы обретаем для него негативный смысл.
Но вместе с тем гештальттерапия дает ему многое из того, чего он хочет, в особенности внимание, исключительное внимание, и мы не ругаем его за его сопротивления.
Таким образом, в терапии устанавливается определенный баланс между фрустрацией и удовлетворением.
Если терапевт дает пациенту ту опору, которую тот ищет в среде, то есть поддерживает его в его потребности переноса, - он играет на руку его невроза.
Если же он дает пациенту возможность усвоить блокирование и блокируемый материал посредством отождествления себя с ним и отделения себя от него, он способствует развитию пациента.
Пациент приходит за помощью, что означает для него поддержку со стороны среды (терапевта), поскольку он не может опираться на себя.
Успешная терапия высвобождает  в пациенте способность абстрагировать и интегрировать свои абстракции.
Для этого пациенту необходимо научиться видеть то, что реально находиться перед ним, а не то что он себе воображает, то есть перестать галлюцинировать, проецировать и устанавливать трансферные отношения. Тогда он обретает свободу действия, преодолевая специфические ограничения своего характера, научаясь обходится с каждой новой ситуацией по-новому, используя все свои возможности.»


Итак, что же такое поддержка психолога по пунктам:
- Внимание, исключительное внимание терапевта к клиенту, и не осуждение за сопротивления клиента
- Личная поддержка терапевта – идентификация клиента (телесные феномены, голос, рассказ) со своим состоянием, переживанием (ощущения, чувства, мысли)
- Терапевтическая честность. То есть все импульсы терапевта должны быть направлены на клиента, а не на камеру, зрителей, экзаменаторов или на смакование своего терапевтического величия и тому подобное.

Теперь про количество поддержки на примере езды на велосипеде.
Если психолог не будет поддерживать велосипед – человек упадет. Если психолог будет держать велосипед крепко – человек не научится кататься.
Психологу надо давать поддержки человеку как можно меньше, но чтобы он не утонул. Барахтать ногами человек должен сам.
Tags: На приеме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments