Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

творчество и эволюция

Продолжаю придумывать свою теорию эволюции.

Эволюция - это процесс творческого приспособления организма к окружающим обстоятельствам. То есть, организм эволюционирует в том случае, если есть жизненная необходимость приспосабливаться в обстоятельствам. То есть, для эволюции, по крайней мере, нужны два фактора - внутренний ресурс для изменений и нестабильные обстоятельства, требующие приспособления.

Таким образом, если обстоятельства не меняются, то творческие силы организма остаются невостребованными для эволюции. Это с одной стороны. А с другой - если творческий ресурс расходуется на какие-то другие процессы, например, на удержание от изменений (статус кво), то эволюция становится невозможна.

С точки зрения психологии и духовных практик, энергия (творческий ресурс) используется не для эволюции, а для сохранения статуса кво в том случае, если во внутрипсихическом процессе есть нерешенная задача, незавершенный гештальт. И все эти психоанализы, перепросмотры и завершения гештальтов направлены на то, чтобы высвободить энергию из этих процессов.

Если жизненная ситуация человека не меняется, обстоятельства его жизни всегда одинаковые, то этот ресурс остаётся невостребованным, и организм не обновляется, а деградирует.

Любое изменение - это стресс. Стресс, по сути, является мобилизатором энергии для обновления. Правда, только в том случае, если он не является хроническим, а является эпизодическим. То есть, когда процесс изменения идет по восходящей синусоиде: мобилизация, плато (освоение ресурса), отдых.

Таким образом, продолжительность жизни и здоровье зависят от а) своевременной очистки организма от устаревших процессов, б) внешних изменений (стрессов), возбуждающих творческий ресурс, в) развития новых навыков организма. Ну, и от синусоиды.

Если организм развивает новые навыки, он перестает быть тем же самым организмом, которым был до этого - меняются не только его физические характеристики (динамика движения, например), но и биохимические (обмен веществ в организме), и энергетические (способность проводить, усваивать и использовать энергию). И энергетическая проводимость - это отдельная большая тема, которая психологией не изучается вообще никак, разве что интуитивно через практику наблюдения и присутствия, задача которой - не позволять себе вцепляться ни во что, допуская, такми образом, свободное протекание всех процессов.

Под навыками я понимаю не только внешние действия, но так же и навыки восприятия, мышления и саморегуляции.
Как правило, даже если человек имеет и творческий ресурс, и изменяющиеся обстоятельства, если он не изменяет своих навыков, он все равно деградирует. Например, если каждый раз он направляет свою творческую энергию в одно и то же русло, на совершенствование одних и тех же навыков, то это так же процесс стагнации, а потом и деградации.

В этом смысле, обретение пресловутого "нового опыта" и "разрушение шаблонов" - это не просто блажь для развлечения, а эволюционный процесс, напрямую влияющий на качество и продолжительность жизни.

Вопрос только в том, как так разрушать шаблоны, чтобы не порушить "несущие стенки черепа", и какая такая степень новизны опыта, вызывающая ровно тот уровень стресса, который не разрушит целостность организма. И это вечный вопрос баланса между двумя законами систем: законом гомеостаза и законом развития. Если один из них перевешивает, система разрушается.


Tags: Эволюция, Экзистенциальное, Эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments