Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

об ошибках и глупостях в обучении и развитии

Вспоминая свои первые педагогические и тренерские опыты, я делаю себе смешно. Там было много смешного, глупого, категоричного, мои знания были сильно ограниченными по сравнению с тем, что есть сейчас, но слава богу, что меня это не останавливало и не останавливает сейчас.

Проблема не в том, чтобы во что бы то ни стало избегать делать глупости и ошибки - только на них и можно чему-то научиться. Проблема - если вы в них упорствуете, то есть, не совершенствуетесь, не стараетесь каждый раз, проанализировав свою работу, сделать её качественнее. Лучше честно признаться, что вы чего-то не понимаете, или вам это не близко, чем высказать ограниченное суждение в предмете, в котором вы ничего не смыслите, и прослыть тупым, самоуверенным, высокомерным идиотом. Если, пробежавшись по верхам, вы составили поверхностное мнение о чем-либо, и оно ВАМ достаточно, то дело как раз в том, что оно ВАМ достаточно, но не является достаточным для полного понимания предмета.

Очень трудно учиться, если вы не способны над собой с любовью смеяться. Тогда каждая ошибка становится смертельным испытанием, потому что вы сами накажете себя больше, чем кто-либо другой. И, пугаясь собственной самокритики, вряд ли позволите себе экспериментировать, лажать и на этой лаже учиться.

Многие люди останавливают себя, опасаясь общественного мнения и считая, что они должны и обязаны на него опираться.
Моя позиция по этому вопросу такова.

Есть здравые социальные нормы, а есть невротические или устаревшие, то есть а) те, что помогают людям в социуме не разрушать себя и свое питающее поле, б) те, что разрушают самого себя и/или питающее поле.
Регуляторами этих норм выступают вина и стыд, ибо это их главное и единственное назначение.
Для человека зрелого вина и стыд - переживания, которые он испытывает, когда разрушает СВОИ собственные ценности.
Незрелый переживает их, когда не вписывается в нормы того социума, которым он хочет быть принят.

Таким образом, здоровая или не здоровая зависимость от общественного мнения определяется по двум основным критериям:
1. Насколько у индивидуума сформированы собственные ценности, критерии, правила и нормы.
2. Насколько ему необходимо быть принятым конкретным социумом и насколько он разделяет его ценности, правила, критерии и нормы.
Оба этих пункта определяют уровень зрелости человека и его личной свободы следования своим ценностям.

Таким образом, для того, чтобы чему-то научиться, необходимо опираться не на ОБЩЕСТВЕННЫЕ нормы по вопросу, чему и как вам нужно учиться, что уметь и знать, а на те конкретные критерии, на которые ориентируетесь вы сами. И в этом вопросе важнейшим опытом является выбор учителя, как человека, который, на ваш взгляд, обладает этими конкретными навыками и умениями, и способен им обучить.

Со временем, когда вы обучаетесь, вы можете быть разочарованы в учителе, если ваши представления о его умениях были идеализированными.
В такой ситуации плохие ученики начинают "опускать" свой бывший авторитет, полагая, что проблема в нем, а не в их собственном идеализированном восприятии.
Хороший ученик радуется тому, что может идти дальше своего учителя, осознавая, что тот дал ему то, что смог дать, и оставаясь благодарным за полученное.
Те же вопросы касаются и родителей, и других значимых людей, оказавших влияние на формирование вашей личности.


Tags: Восприятие, Коучинг, Кризис, Критика, Эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments