Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

отрывок

Публикую еще один отрывок из нашей с  hewvey   книги, которую мы в ближайшие дни сдаем в издательство:

 

#Душа моя, ты не ищи бессмертия, лучше возьми все, что можно от жизни. Пиндар

Как мы уже написали выше, духовные потребности связаны с глубинными (экзистенциальными) понятиями, определяющими то, как мы относимся к самому факту своего существования. Каждое из этих понятий подразумевает два вида состояний: глубинное и повседневное. Перечислим их здесь.

1.                       Выбор. Мы каждый день делаем выбор, поступить нам так, или иначе. И это – наш повседневный выбор, который имеет отражение в глубинах личности, например, как нам поступить в какой-либо ситуации с точки зрения смысла жизни, смысла своего существования. Каждый из нас сталкивается с этим глубинным выбором много раз в жизни:

- когда мы выбираем партнера

- когда мы меняем сферу деятельности или работу

- ссоримся или миримся

- оказываем помощь или принимаем ее

- соглашаемся на что-то или отказываемся

- рождение, смерть, расставание, любого рода кризис – все это заставляет нас взвешивать выбор с точки зрения глубинного смысла существования.

 

#Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. Монтень

 

2.                       Смысл. Человек устроен таким образом, что любое действие, в котором он не видит смысла, является не притягательным, неинтересным, не жизненным для него. Мы отличаемся от животных тем, что они (как мы подозреваем) не задают себе вопросов о том, в чем смысл их действий. Жизненные выборы животных определяются инстинктами, архаическими чувствами, отвечающими за продолжение и развитие жизни. У человека же есть надстройка, обусловленная обучаемостью и экономией энергии (мы обсуждали это в предыдущей главе), которая заставляет нас задумываться о смысле. И так же, как и другие духовные понятия, мы можем озадачиваться смыслом, решая простые бытовые проблемы – и это будет повседневное осмысление. Но те смыслы, которыми мы определяем направление жизни, направление своего существования – это экзистенциальные смыслы.

 

#Страх кончается там, где начинается неизбежное. Пауло Коэльо

 

3.                       Ответственность. Ответственность повседневная – это когда мы решаем, кто будет зарабатывать деньги, а кто мыть посуду. Мы часто воюем друг с другом на тему «кто должен взять ответственность». Ответственность экзистенциальная – это ответственность за принятые решения и сделанные выборы, влияющие на изменения вашей жизни.

 

#Нет неудачных экспериментов, есть эксперименты с неожиданным концом. Ричард Бакминстер

 

4.                       Одиночество. Вы можете быть одиноки в силу дурного характера или неумения строить отношений с людьми – и это одиночество повседневное. Мир полон людей, и до тех пор, пока вы умете общаться и связываться с другими, вы не будете одиноки. Экзистенциальное одиночество – это осознавание своих отличий от других людей. Каждый раз, когда мы узнаем, что нет на земле ни одного человека, который бы думал, чувствовал, воспринимал мир так же, как мы, мы сталкиваемся с экзистенциальным одиночеством. Мы одиноки во время своего рождения, и мы одиноки, умирая. Мы можем разделить с другими свои мысли, чувства, дела, но мы не можем разделить с другими ту линзу, через которую мы смотрим на мир, мы одиноки в этом. Никто, нигде и никогда не сможет увидеть то, что видит каждый из нас. Мы уникальны и страшно одиноки в своей уникальности.

 

J Мойша приходит к раввину, говорит, что хочет развестись с женой. Раввин его начинает уговаривать не делать этого.
- Мойша, зачем ты хочешь разводиться, тебе же будет хуже.
- Нет, мне будет лучше.
Ну, так они долго препираются, наконец раввин говорит:
- Послушай, Мойша. Твоя жена такая красивая, такая приятная, она радует глаз, о такой любой мечтает. Все знают ее достоинства, а ты ее хочешь бросить, ну почему?
Мойша молча снимает туфлю и ставит ее перед раввином.
- Что ты мне суешь свою туфлю?
- Ребе, посмотрите на эту туфлю.
- Зачем мне смотреть на эту туфлю? При чем здесь туфля?
- Ребе, это чудесная туфля. Все видят, как она красива, как она приятна, как она радует глаз, все хотят иметь такую туфлю. Но только я один знаю, как эта сволочь мне жмет!

 

5.                       Тревога. Наша повседневная тревога связана негативным опытом прошлого, который мы неосознанно проецируем в будущее: мы думаем, что нас ожидает то, что уже было в нашей жизни. Экзистенциальная тревога связана с тем, что мы не знаем будущего. И нет никаких способов его узнать. Нам кажется, что мы можем контролировать будущее, каждый раз сталкиваясь с фактами смерти, мы начинаем думать, что этого можно было бы избежать, если бы… Но… увы, мы не управляем миром, мы можем управлять только собой, и то, в довольно ограниченной степени. Мы делаем то, что нам приказывает организм, мы следуем своим желаниям и зависимы от них, мы много раз подчиняемся другим людям за свою жизнь и законам общества. И мы не можем управлять законами природы, законами человеческого общества или другими людьми и их поступками. Поэтому мы не можем знать будущего. И это – для многих очень тревожный факт. Некоторые люди предпочитают не замечать этого факта, сочиняя все новые и новые способы контролировать будущее, однако все, что они делают – это избегают боли и страха неопределенности, как им кажется, но на самом деле – свободы.

 

#По-видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться. М. Твен

 

6.                       Свобода. В каждый момент времени мы свободны делать все то, что мы хотим делать. Однако это означает, что мы сам ответственны за результаты своих действий. Многие люди жалуются на то, что они не свободны у себя на работе или дома, что они не свободны от своих проблем. И эта свобода – повседневная. Каждый из нас в любой момент может изменить свою жизнь, если захочет этого, однако многие не меняют, поскольку приближаясь к понятию свободы, они не могут не столкнуться с экзистенциальной свободой, идущей рука об руку с экзистенциальной ответственностью нам кажется, что кто-то другой должен отвечать за события нашей жизни, а мы должны быть свободны от этого. Действительно, мы свободны от того, чтобы отвечать за жизнь других людей, поскольку каждый из них тоже свободен и сам может решать, как ему реагировать на наши действия, как себя вести, но мы никогда не можем быть свободны от самих себя и от ответственности за собственную жизнь. И даже когда мы ожидаем, что кто-то или что-то возьмет на себя эту ответственность – мы ответственны за такой выбор: ждать, не брать ответственности, не действовать.

Каждая из этих потребностей (свобода делать выбор и брать на себя ответственность, самому себе выбирать смыслы, избавиться о тревоги, не бояться смерти, избежать одиночества) является главным фундаментом всей жизни, на котором произрастают се наши проблемы и достижения. Каждый раз, сталкиваясь с этими потребностями, если мы можем смотреть прямо в лицо немилосердной правде жизни, мы можем чувствовать себя счастливыми.

Человек же, избегающий знать правду об устройстве мира, ищущий контроля (не путать с управлением!) над другим людьми или временем, избегающий признания себя одиноким, признания своей не властности над будущим, избегающий ответственности и отрицающий тот факт, что он сам придает смысл своей жизни, обречен быть несчастным, поскольку вся его жизнь выглядит как оборона, бегство, борьба с тем, что есть – с реальностью.

 

#Самая тяжелая работа - та, которую мы не решаемся начать: она становится кошмаром. Бодлер

 

  Многим кажется, что человек может быть несчастным из-за того, что его окружают не те люди, он родился не в том месте или не в то время, ему не повезло с родителями или в его жизни было слишком много людей, которые ему помешали. Однако на самом деле, несчастливость обусловлена всего лишь тремя вещами:

1.      Непризнанием законов природы, отрицанием того, что мир устроен так, как он устроен, и это устройство – мудро. Согласитесь, трудно согласиться с этим тогда, когда, например, неожиданно погибает ваш близкий человек.

2.      Отказом от ответственности за свою жизнь. Если вы отказались управлять собой, своими поступками, своими выборами, своими чувствами, своими словами – вас будет нести по течению, которому есть только одно название: деградация. Кто отказался жить, стремиться, интересоваться, удовлетворять свое жизненное любопытство в познании себя и мира – тот отказался от себя.

3.      Отказом признать своей и чужое совершенство. Если вы мыслите категориями «это справедливо, а это – нет», «этот человек хорошо, а этот  - плох», «этот человек поступает правильно, а этот - нет», вы берете на себя функцию Господа Бога. Вы, таким образом, демонстрируете тот факт, что вы не видите ничего больше, чем кончик собственного носа, на котором водружена линза вашего личного опыта, ваших представлений о том, что хорошо для вас, и вы смотрите через нее на мир, присваивая ему все то, что относится только к вам и отказываясь признавать уникальность каждого элемента мира, каждого его явления, и взаимосвязанность всех мировых процессов.

 

J В иркутских лесах был найден мальчик воспитанный линолеумом. При малейших признаках опасности он сворачивается в рулон

 

В этих словах, который вы прочли выше, нет осуждения или обвинения, это лишь наблюдение, отражающее разные жизненные позиции. Если вы живете так, в соответствии с этими тремя признаками, вы не хороши и не плохи, просто вам тяжело жить. Просто  - вы несчастливы. И рука не поднимается вас за это осудить. Вы выбрали такой путь, и вы им живете.

 

#...Его лицо отражало непростую обязанность жить... Нифонт Долгополов

 

Духовные потребности – это то, что побуждает нас заниматься своим духовным развитием, что дает нам почву под ногами и смысл жизни. Если вы до сих пор не нашли своего смысла, следует перестать искать его – его нужно назначить.

В течение жизни мы много раз сталкиваемся с экзистенциальными кризисами, связанными как с внешними, так и внутренними событиями. Любое из ниже перечисленных событий может вызвать экзистенциальный кризис:

- Изменения тела, в том числе возрастные или в связи с травмами. В связи с ними мы начинаем снова задумываться о том, кто мы и ради чего мы живем.

- Перемена места жительства. Такая перемена заставляет нас заново ориентироваться в новой жизненной системе и ситуации, и вопросы тревоги и одиночества всплывают с новой силой.

- Смерть близкого человека. Мы думаем, здесь не нужны комментарии.

- Потеря или перемена работы. И здесь снова всплывают вопросы смысла, предназначения, самореализации.

- Изменение экономической или политической обстановки, и другие события.

Встречаясь с этими событиями, мы начинаем искать виноватых, взывать к справедливости, вместо того, чтобы приспособиться к тому, что жизнь изменилась.

 

#В жизни нет неудач - только результат. Нет подлинных трагедий - только уроки. И на самом деле, проблем тоже нет, - только возможности, в которых мудрый человек распознает решение. Денис Здорик

 

Другой способ обходиться с экзистенциальным кризисом – это решить, что все то, что произошло – произошло только потому, что вы не совершенны. Нам кажется, что, будь мы совершеннее и идеальнее, мы могли бы избежать всех тех несчастий, с которыми мы встретились в жизни. С одной стороны это так, но с другой стороны – нет. Если вы решили, что вы несовершенны, скорее всего, вы не принимаете себя, и тогда ваши попытки измениться, заняться личностным ростом – это попытка еще больше отказаться от себя, слепить из себя кого-то другого. Жизнь дает нам всегда только один урок:

 

Правило 19. Будь тем, кто ты есть. Будь там, где ты есть. Воспользуйся тем, что ты имеешь, и ты получишь из этого силу, дорогу, ресурс.

 

Желание стать идеальным, совершенным и, тем самым, избежать несчастий, произрастает из идеи, что никакого дискомфорта быть не должно. Однако мир устроен иначе. В этом мире много живых существ, природных сил и условий, которые сосуществуют друг с другом, принося взаимную пользу, однако из-за различий  каждое из этих существ ежедневно сталкивается с неудобством других (полезных!) существ для себя. Не хотят они укладываться в пазлы его жизни так, как он хочет! И это – на самом деле – нормально и естественно. Когда мы встречаемся с тем, что мир неудобен, само неудобство побуждает нас развиваться, находить баланс, развивать творческие, креативные способности для нахождения этого баланса. Отказываясь видеть мир таким, каков он есть, мы отказываем себе в развитии. И тогда гонка за «личностным ростом» - это гонка за собственным хвостом.

 

#Для большинства людей исправиться - значит поменять свои недостатки. Ивлин Во

 

Наверняка вы встречались с теми, кто получил все то, что хотел. Каждый раз, достигая своих целей, если мы решаем, что это – все, мы сталкиваемся с новым экзистенциальным кризисом в нашей жизни: мы понимаем, что все, ради чего мы жили, случилось. И если мы не сочиняем новых смыслов для себя, не расширяем своих горизонтов, единственное, что нам остается – это перемывать косточки тем, кто куда-то идет.

 

#Новости - это то, чем озабочен субъект, которого мало заботит что бы то ни было. Ивлин Во

 

Остается один-единственный вопрос: как расширять горизонты?

Для того, чтобы преодолеть экзистенциальный кризис, есть единственное средство: другие люди. Другие люди делятся с нами тем, как они видят мир, делят с нами наши печали и радости, и их груз становится не так невыносим, другие люди согревают нас в трудную минуту или являют собой то препятствие, которое нас совершенствует. И об этом мы поговорим в следующей главе.

Если вы реализовали свои мечты и желания, если вы в хороших отношениях с людьми, если ваша жизнь наполнена смыслами (человеческими, творческими, профессиональными), вас не будет волновать будущее, вы не будете одиноки, и вы будете свободны.


 
Tags: Мои книжки, Секрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments