Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

немного теории


Немного о формировании проекции катарсиса
Я тут сейчас картинку положу и про нее текст. В тексте номера картинок вычислить можно по рядам. сверху вниз: 1 ряд - первый рисунок, 2 ряда - второй рисунок и т.д.

Проекция катарсиса - это механизм защиты психики или прерывания контакта. Роль защитного этот механизм вполняет в том случае, если то, с чем человек встречается, крайне болезненно для осознавания, грозящее разрушением психики. Механизмом прерывания проеция катарсиса становится в своем автоматическом постоянном повторении без особой нужды, тогда, когда организму ничего не грозит. Я опишу механизм ее формирования, из которого будет очевидно, как она проявляется.
Итак, картинка.
Рисунок 1 (пустой круг): рождаетя ребенок. Целостный и совершенный.
Рисунок 2 (круг со знаками + и -). Но поскольку ребенок живой и непредсказуемый, он доставляет некоторые неудобства родителям, как физические, так и эмоциональные, от страха за его жизнь до угрызений совести на тему "мы плохие родители". поэтому родители обозначают удобные черты ребенка знаком "+", а неудобные - знаком "-". Соответственно, они в той или иной форме сообщают об этом ребенку: здесь ты "хороший", а здесь - "плохой". В зависимости от силы эмоционального и физического воздействия, ребенок в той или иной степени боится быть "плохим", вплоть до страха потери жизни, осознавания своей ненужности и так далее. поэтому в его внутренней реальности (некритичной, поскольку у ребенка еще не достаточно жизненного опыта для того, чтобы оценивать, правильно или неправильно поступают его родители, адекватно ли они его оценивают) формируется поляризация: "я хороший" - "я плохой" (Рисунок 3).
Ребенок вынужен разделить себя на две части, поскольку одна из его частей (а не родители), в его внутренней феноменологии, приводит к тому, что он получает боль, отвержение, игнорирование, и т.д. соответственно, для того, чтобы избегать боли, он должен спрятать от всех свою "негативную" часть, подавить ее, не дать ей проявляться. поляризация усиливается (рисунок 4).
Чем больше болевых стимулов снаружи получает ребенок, тем сильнее поляризация. одна доходит до такой степени что и сам ребенок уже не видит этой своей "негативной части", поскольку даже знать о ее наличии у себя - страшно, опасно, болезненно. Поэтому психика делает фокус (вытеснение) и человек не замечает своего поведения, отрицая, что он ведет себя так, как ведет. Если вы помните такую иллюстрацию, когда я приводила сюда письмо из виртуальной консультации, где клентка жаловалась на том, что "кругом враги", а я обратила внимание на ее враждебный тон и в ответ получила ушат оскорблений. то есть, осознавание себя  - на минимуме (рисунок 5). Частым признаком такой поляризации и неосознанности является неконгруэнтность: человек говорит текст о своих переживаниях или своей позиции, а эмоционально и телесно противоречит тому, что говорит. то есть, он не чувствует в буквальном смысле того, что говорит, или наоборот, говорит не то, что чувствует. и сам этого не осознает.
Чем больше дистанцирование полярностей (конфликт между ними), тем меньше осознавания себя, больше ненависти к себе, нелюбви, критики. В то же время, поскольку большинство вытесненного материала не осознается, а тенденция для его проявления все равно есть, то такой человек "присваивает " эти проявления окружающей среде. ее объектам. Например, если вас ругали за жадность в детстве, то вы - бессеребренник, однако вы видите вокруг очень много жадных людей, и они вас ужасно раздражают.  при этом сами вы, того не замечая, тоже жадничаете, причем в очнеь агрессивной форме - в буквальном смысле, вырывая зубами "свое" у других. он смотрит на мир так, как-будто между ним и миром стоит линза, которая содержит все его "негативные" черты, и через нее он разглядывает мир, с удовольствием раздражаясь на него. Это - фантазийный пример, можете подставить любое другое качество, свойство, черту.

Вчера, глядя в окно, из которого видно дом, стоящий напротив с множеством теплых огоньков-окон, где живут родные друг другу люди, я сочиняла метафору, как отличить невротика, пограничника и психотика.
Невротик:
- Я вижу этот дом, там много хороших людей, однако мне все время кажется, что здесь - пустыня, мне в ней страшно, холодно и одиноко. Со мной что-то не так.
Пограничник:
- Кругом - пустыня, мне холодно, страшно и одиноко. Нет, конечно, я вижу призраки дома, в котором живут люди, но это - иллюзия. на самом деле, кругом пустыня.
- Да не иллюзия, я сам вижу этот дом, там действительно люди.
- Вы обманываете меня. Я вам не верю. Это - иллюзия. хотя я очень хочу, чтобы она стала былью.
Психотик:
 -бля, пустыня кругом.
- да вот же, гляди, дома! окна! люди!
- нет никаких домов, вы че, больные? кругом - пустыня. в ней холодно, страшно и одиноко, и только вы, тупые ублюдки, этого не понимаете. нужно спасаться!

это я к чему?
это я к тому, что по силе проекции (в данном случае, проективного трансфера) можно заметить степень обратимости и глубины процесса нарушения контакта с миром.
иллюстрация показывает, что человек, который проецирует, лишен возможности вступать в контакт с другими людьми и с миром в целом для удовлетворения своих потребностей, поскольку большую часть мира он оценивает как негодную для контакта или отвергающую его. соответственно, он продолжает не идти в дом, к людям, а продолжает оставаться в своей внутренней пустыне.
 
 
Tags: Гештальт, Профессия психотерапевт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments