Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

ребенок, взрослый, родитель

Речь не о Берне в данном случае.

каким образом и почему многие из нас, имея досточно солидный опыт обхождения с "взрослой" жизнью из Взрослой позиции, тем не менее, оставляют центр тяжести "себя" в Детской позиции.


Немного поясню.
Многие из нас, кто не получил достаточно поддержки в детстве для своего развития, хранят в себе детскую часть, оставшуюся в том периоде развития, где она была остановлена травмой воспитания (например, насилием). Работя с клиентами, я иногда спрашиваю: сколько тебе лет сейчас, когда ты так чувствуешь и так говоришь? Отвечают: 3 года, 5 лет, 6 лет и т.д.
Эта детская часть, если мы себя с ней отождествляем, становится личностью, захватывает личность и мы ведем себя в обществе так, как будто нам по-прежнему 5 или 6 лет: страдаем, обижаемся, злимся, проявляем эгоцентризм, ревнуем, ожидаем нападения, отвержения в казалось бы совсем простых жизненных ситуациях (в общении с людьми, при устройстве на работу, в браке, в воспитании детей и т.д.). Естественно, что в ответ мы получаем реакции других в виде недоумения (как миниму), а часто - раздражения. отношения, благодаря этому, могут разрушаться.
Из этой части можно оказаться только в двух позициях: виноватого ребенка (самоосуждение), о чем пишет Михаил или "примерка маминых туфлей" - обвиняющего родителя по отношению к другим. Взрослым здесь не стать.
Для того, чтобы справиться с этим феноменом, необходим ряд шагов:
1. Признание в себе этого феномена: своей слабости, беззащитности, страха, из которых хочется сбежать в родительскую роль, кажущуюся более защищенной (обвинитель)
2. Различить признаки поведения ребенка, взрослого и родителя (взрослый воспринимает других, как равных, не становится перед ними ни ребенком, ни родителем)
3. Тренироваться в своем поведении не выпускать наружу ребенка или родителя.
4. И параллельно этому процессу "доращивать" в терапии свою детскую часть с помощью своего индивидуального терапевта. Процесс доращивания заключается в принятии этой детской части вместе с терапевтом, выражении невыраженных чувств родителям.
Как я уже писала, я считаю очень полезной групповую терапию для того, чтобы обнаруживать эти части в себе. Группа, как лакмус, высвечивает детскую и родительскую роли и помогает научиться выстраивать равные отношения.
К сожалению, далеко не всем удается в группе открыться, обнаружить свою ранимую часть для других и признать свою родительскую роль нерабочей. В таких случаях совмещение групповой работы и индивидуальной дает наиболее мощный результат.
Спасибо Мише за ценную структуризацию этой информации, продвинувшей мой профессиональный мозг.
Tags: Профессия психотерапевт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments