Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

отцы и дети

Тему, которую я здесь хочу открыть, я условно называю "отцы и дети", но подразумеваю здесь не разные поколения, и не статусы, а уровень развития системных навыков восприятия и мышления.

Почему психологический юноша часто чувствует себя не понятым и недооцененным психологическим взрослым? Это часто случается между учителями и учениками, начальниками и подчиненными, и, конечно, родителями и детьми.

Основное противоречие здесь между способом восприятия мира и взаимодействия с миром.
Если у юноши основное направление мышления идет, скорее, в одну сторону (на углубление понимания чего бы то ни было) и он склонен терять лес за тремя соснами, упираясь в детализирование и конструирование совершенной модели, то взрослый вертит головой на 360 градусов, связывая между собой большое количество деталей фона в единую систему.

Дело в том, что основная задача психологического юноши - это развитие интеллекта, то есть, умения оперерировать данными в принципе, и очень часто, увлекшись этой гимнастикой, юноша уходит в теоретическое конструирование, оторванное от реальной жизни.

Учитывая, что в его картине мира преобладают идеалистические потребности (навести генеральный порядок на планете, мирумир, великое будущее, торжество науки и любви) и не достаточно жизненного опыта, чтобы понимать, насколько на данный момент эти идеи утопичны, и насколько более прагматично возделывать, пусть не передовой, но локальный и реалистичный кусок мира, юноша в своих размышлениях уходит в пространство неприменимых на данный момент идей.
Безусловно, эти идеи очень развивают и самого человека, и других людей, иногда являясь почвой для научных прорывов и открытий, однако, без взаимодействия с прагматичными задачами сегодняшнего дня, они являются полностью нежизнеспособными.

Способ восприятия взрослого - полевое считывание и связывание феноменов в единую систему - основано на его юношеском опыте, когда многкратно попав в ловушку интеллекта и не сумев решить прагматичную задачу, он пришел к тому, что задачи решаются не интеллектом, а глубокой включенностью в контекст: карта местности не то же самое, что местность.

Опытный взрослый (я имею ввиду, психологическое взросление, а не по паспорту), встречаясь с юношеским максимализмом и идеализмом, легко просчитывает, какие из предьявляемых юношей идей могут или не могут быть реализованы и по каким причинам, поскольку сразу же соотносит идею с контекстом. Это то, почему ваш начальник, например, может не отнестись всерьез к вашей великой идее: она не прагматична и не учитывает контекста.
Под контекстом подразумеваются все текущие условия, в которых задача должна быть реализована, включая наличие и качество ресурсов всех видов, культурный, исторический, географический, социальный, политический и прочий контекст здесь-и-сейчас.

Проблема не в том, что между ними нет взаимопонимания, а в том, хочет ли юноша слышать, доверять опыту взрослого и учиться, и умеет ли взрослый показать этот самый контекст и поддержать рациональную часть идеи юноши.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments