Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

Эмоции и чувства. Продолжение

Предыдущие части смотрите под тегом Наука.

 

Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций. Как только не обозначают эту способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность... Есть даже мнение, что эмоции и чувства - различные формы отражения мира: "...чувства и эмоции являются различными ступенями развития эмоциональной сферы отражения действительности...". В то же время чувства, эмоции и даже ощущения так тесно связаны между собой, что не всегда дифференцируются и не имеют четких границ. Учитывая это и стремясь к единообразию терминологии, мы употребляем преимущественно термины " эмоции " и " чувства " как эквивалентные обозначения имеющих место в действительности психических состояний, переживаний, ощущений человека.



 

Биологическая и информационная теория эмоций

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

(НР: и именно поэтому не чувствовать негативные эмоции - это значит на понять, куда не надо идти! это очень важно! отказ от переживания негативных эмоций - это налаживание привычки быть дезориентированным, потерять опору на себя  и начать опираться на представления других, о том, как надо себя вести. Именно об этом феномене негативных эмоций, об этом их значении, говорится в фильме Секрет)

Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.

Динамика чувств человека

Проблему временного развития эмоциональных процессов впервые поставил и рассмотрел В. Вундт. Он считал, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания. В учении Вундта отчетливо обозначено еще одно положение, касающееся динамики эмоциональных процессов - положение о слиянии, соединении, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Так, сострадание объединяет соединением печали и любви, ревность - сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. Вопрос об актуальной динамике эмоциональных явлений, о том, как они возникают, протекают, сменяют друг друга, угасая и вновь возникая, целесообразно рассматривать на конкретных примерах.

(Примеры сложных чувств и их устройства можете найти в моей книге "Тренинг управления эмоциями", глава "простые и сложные чувства". НР)

В выявлении и описании конкретных закономерностей порождения одних эмоций другими больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что эмоциональные отношения, развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает чувствам того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмете нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть.
 
(механизм прерывания контакта - конфлюэнция. НР)

Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят не по его вине, то он будет охвачен чувством приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия.

Такой причиной может быть сам объект любви или, например, тот, кого он любит. В последнем случае возникает особый вид ненависти - ревность.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться.

Второй компонент - эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное - когда оно оценивается как негативное.

(важно, что значения событию мы придаем сами, исходя из системы значений, которую мы присвоили благодаря своей культурной среде и воспитанию. и на основе этих значений мы испытываем чувства. НР)

Положительное чувство побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательное - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля чувств ( от полной ориентации и контроля за чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности).

(причем, под словом "контроль" разными людьми понимаются разные действия. Слову "контроль" один человек придает значение "подавить эмоции", другой "спрятать эмоции", третий "не чувствовать эмоции", четвертый "найти эффективный и конструктивный способ выражения эмоции", и так далее. НР)

Особенности динамики чувств обусловлены объективно и субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия.

(например, если в вашей семье было принято по любому поводу испытывать бурные эмоции, закатывать сцены и спектакли и ваша культура это поддерживает (например, итальянская), то и вы перенимаете этот стиль. плюс если у вас есть еще и тип темперамента, расположенный к этому - то мама не горюй. А если в вашей семье принято молчать, прятать эмоции "за ширмочку", делать вид, что ничего не происходит, и у вас еще и флегматичная основа темперамента и живете вы в Англии - ваш собственный образ можно охарактеризовать как "разрешите познакомиться, Моль" :) НР)

К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова относится все, что касается внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность, предшествующие впечатления.

 

(важно из этого описания то, что когда мы встречаемся с людьми, которые выросли в другой культуре, с другими семейными ценностями и по-другому воспитанными, и еще и с другим типом темперамента, мы можем испытать два варианта чувств: полное непринятие, чуждость или... влюбленность! поскольку другой делает то, что нам не доступно. правда, когда влюбленность заканчивается, включается сложность в том, чтобы приспасабливаться к жизни с такми непонятным человеком, ведь в семье вы,наверняка, жили с другими людьми. и тогда начинаются семейные кризисы.  подробнее об этом можно почитать в чудесной книжке "Семья и как в ней уцелеть" Робина Скиннера и Джона Клииза, есть в цифре в сети, можно скачать. НР)

Классификация чувств

Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.

Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) , по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.

Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.

Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные ( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации может служит различение десяти “фундаментальных” эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции ( следовательно и чувства ) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных “ценных” эмоций: 1. альтруистические, 2. коммуникативные, 3. глорические, 4. праксические, 5. пугнические, 6. романтические, 7. гностические, 8. эстетические, 9. гедонистические, 10. акизитивные.

Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства : счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

(я в своей работе руководствуюсь классификацией на три вида чувств: телесные чувства, обусловленные воздействием среды; коммуникативные чувства, обусловленные смысловыми значениями партнеров по коммуникации и экзистенциальные чувства, не несущие коммункативной нагрузки, но так же основанные на смысловых значениях. НР)

 

Tags: Наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments