Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

Энергия поля

Как уже писал Курт Левин и другие исследователи теории поля, все элементы поля взаимосвязаны. Чем? Что их объединяет? Что их структурирует именно в этом порядке?
Энергия поля, невидимая нашему глазу. Энергия силы притяжения. Та же энергия, которая удерживает планеты именно на тех местах, где они находятся. Та же энергия, которая удерживает электроны вокруг атома. Эта же энергия управляет процесами между людьми.
Мы все находимся под ее влиянием.
И если мы слышим ее - мы следуем ей и в нашей жизни наступает гармония.
Нашими слуховыми органами для этой энергии являются чувства, тело является каналом, через который мы можем слышать направление этой энергии, куда она течет. Негативные чувства указывают нам, куда не надо идти, позитивные - куда надо идти. Однако, мы научились обманывать свои чувства и придавать им значения, а так же мы научились придавать значения явлениям, вкладывать смысл в действия окружающего мира и испытывать чувства не по поводу реальных событий, а по поводу значений, которые мы придаем происходящему. Способ, которым мы придаем значения,получен нами в семье. Таким образом, часто, даже когда мы слышим свои чувства, эти чувства оказываются неверными.
Процесс придавания значений описан здесь.

В процессе терапии терапевт помогает клиенту обнаружить свои чувства за хитросплетениями ума. И это первый  этап. Мы обнаруживаем, как клиент прерывает свои чувства, помогаем ему это осознать и решить, будет ли он их прерывать дальше.
Затем, когда чувства признаны, присвоены и проявлены, мы начинаем разбираться в том, как они возникают. Это - второй этап. Большинство чувств возникает на значения, которые клиент придает происходящему. То есть, это чувства по поводу мыслей, а не по поводу реально происходящих вещей. Мы узнаем, как человек придал то или иное значение происходящему, каково происхождение этого способа. Обычно, способ произошел из регулярных прерываний ребенка родителями. Например, клиент говорит: "Если ты во время того, как я с тобой разговариваю, не смотришь на меня, значит ты меня отвергаешь (это - значение). И по этому поводу я чувствую на тебя злость (или я тебя боюсь, или я тебе не доверяю и так далее. Это - чувство по поводу мыслей)."
И мы исследуем, как из того, как я смотрю или не смотрю на клиента, рождается это значение. Это очень подробное исследование, которое вскрывает зип-файл, в котором заархивирован эпизод  детских переживаний. Этот эпизод всплывает в сознании клиента, когда мы подробно исследуем это место, он распаковывается и становится доступным для проживания.

В процессе обнаружения этого эпизода и работы с ним проявляются заблокированные чувства к кому-то из родителей (или обоих сразу, или целой толпы родственников или других значимых людей) - это незавершенный гештальт. Чувства не были проявлены к родителям тогда, они были остановлены каким-либо родительским посланием, вербальным или невербальным. Например, ребенок получил четверку, доволен своим ответом на уроке, приходит к маме и говорит: "У меня хорошо получилось" и радуется. Мама блокирует радость: "А почему не пятерка? Чему ты радуешься?", ребенок усваивает родительское послание "если ты не совершенен - ты не достоин радости и похвалы" (это - интроект). Ребенок расстраивается и получает реакцию мамы: "И нечего расстраиваться, бери и делай лучше". Ребенок получает послание "грустить нельзя". Он обижается на мамину неподдержку и злится, и на это получает послание "Ты должен быть мне  благодарен, ты не имеешь права злиться на мать!". Заблокированными в этой ситуации оказываются: радость, грусть и злость. Они заблокированы, но никуда не делись, они продолжают жить в организме. И они удерживаются организмом от выражения (потому что это - опасно, если я их выражу, я получу отвержение) - так формируются мышечные паттерны, речевые паттерны, призванные удержать чувства от выражения.

Но чувства находят другой выход, кривой. С этого момента ребенок запретил себе чувствовать их, но встречаясь с тем, что другие нечто чувствуют, проявляют свои эмоции, ребенок осуждает их (проекция). Собственные же чувства он проявляет сам того не замечая. Например, он может злиться на тех, кто позволяет себе быть злым :) он не замечает, что он злится. Он презирает тех, кто радуется, даже если их жизнь несовершенна.

Мало того, он для собственной безопасности переносит чувства к маме на других людей. Он не мог их реализовать с мамой, а с другими, безопасными - может. И тогда он говорит: "Вы осуждаете меня за то, что я не совершенен", приписывая другим то, что делала его мама (трансфер).
Соответственно, в тот момент, когда он трансферирует, он не замечает реальных чувств другого человека, не может распознать то, что происходит прямо сейчас, в здесь-и-теперь, поскольку своими чувствами он находится в "там-и-тогда", в прошлом, куда его тянет незавершенный гештальт, стремящийся к завершению.

То есть, в этот момент он не слышит энерии поля и не может ей следовать, он застрял в прошлом.

Когда мы обнаруживаем детский заархивированный эпизод и распаковываем его, мы возвращаем эти чувства по адресу, они заканчиваются и клиент становится свободным в своем восприятии мира от этого чувства. Больше оно не загораживает реальный мир - он может слышать реальных людей, видеть реальные вещи и следовать реальной энергии поля. В здесь-и-теперь. Его действия и слова становятся адекватными настоящему времени, а не прошлому.

Это похоже на то, как если бы вы пытались открыть замок своей сегодняшней квартиры ключом от квартиры ваших родителей. Снова, снова и снова. Естественно, дверь не открывается. Потому что ключ - из прошлого. Нужно отнести его на место. Вставить в тот замок. Открыть ту дверь, отнести туда весь бесполезный хлам, который вы носили с собой всю жизнь, и облегченным идти к своей жизни, к своему дому. Подойдя к нему, вы, как в квесте, обнаружите свой ключ под ковриком :) Он всегда там лежал, но вы не искали его, потому что у вас был старый ключ.

Когда вы освобождаетесь от прошлого, вы становитесь чуткими к энергии поля, вы начинаете слышать тенденцию - куда она направлена, куда вам нужно идти. Она звучит внутри вас и вы замечаете знаки снаружи, которые подсказывают вам, куда идти. Ваши органы чувств реагируют на настоящее, а не на те значения, которые вы принесли из прошлого. Вы видите знак и чувствуете внутри себя желание идти за ним. За белым кроликом.


 
Tags: Гештальт, Теория поля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments