Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

дайджест по френдам


Лена дает рецензию на книжку о зависимых и созависимых.

Ирена написала замечательный пост про пикаперов.

Алиса написала отличный текст про полярности. Поскольку запись подзамочная, кладу кусок текста:

Фриц Перлз, как известно, писал о «ничто» как о точке, в которой рождаются противоположности. Вспомните точку «ноль» на системе координат: и по оси абсцисс, и по оси ординат из точки «ноль» начинается разделение на противоположности. Идём в одну сторону – плюс, идём в другую – минус. Даже у каждой цифры есть своя противоположность.
По Перлзу, ноль, ничто – некая норма, отход от которой в любую сторону говорит о неполном гештальте. Так, недостаток кальция в организме рождает потребность восполнить его, т.е. погрызть мел, т.е. завершить гештальт, т.е. снова придти в точку «ноль», т.е. сбалансировать систему.
Придерживаясь взглядов Перзла, можно рассматривать не только биологическое, но и психологическое здоровье, что я и делала в предыдущем посте: пограничник уходит от «нуля» в одну из сторон, что ему по душе, и упорно не замечает противоположную ей.
Можно также абстрагироваться от устройства человека, и сказать, что весь мир состоит из противоположностей. Есть не только свет, но и тьма. Не только жизнь, но и смерть. Не только слабость, но и сила. Не только добро, но и зло. Не только лето, но и зима. И так до бесконечности (или до «ничто» :) Главное же: одно не существует без другого (хотя и исключает его :)
Своя противоположность есть у всего. Мы даже мыслим полярностями. Наверняка, те примеры противоположностей, которые я привела, каждый из вас неосознанно разделил на «хорошее» и «плохое»: так, в паре «добро и зло» добро – хорошее, зло – плохое, в паре «жизнь и смерть» хорошее – жизнь, плохое – смерть и т.д. И это не потому, что нечто объективно является хорошим или плохим, а от того, что вы привыкли делить мир на противоположности, привыкли мыслить полярностями.

Но давайте сейчас отойдём от медицины и философии в сторону, и посмотрим, как идея полярностей может быть полезна в повседневной жизни.

«Если вы носите маску, - писал тот же Перлз, - вы соприкасаетесь с обратной ее стороной». А маску, в каком-то смысле, носим мы все. Я имею в виду особенности нашего характера, которые делают каждого из нас неповторимой индивидуальностью и структурируют нашу личность.
Бьюдженталь называл характером последовательность шагов, при помощи которых человек не дает себе быть собой, быть с другими, быть живым. Т.е., по Бьюдженталю, характер – это набор характерных только для меня способов прерываний себя.
Не прерывала бы я себя – была бы я идеальная. Абсолютно здоровая. Но не забываем про полярности – я была бы абсолютно сумасшедшей. Отсутствие структуры личности породило бы хаос, т.е. психоз. Спасибо моим невротическим способам прерывать себя – благодаря ним, я остаюсь здоровой :)
Райх называл характером «панцирь», в который мы помещаем себя, чтобы быть собой. Таким образом, панцирь-характер, также и полезен, и вреден: благодаря панцирям-характерам, мы имеем отличия друг от друга, но панцири-характеры так или иначе ограничивают нас. Мы некоторым образом зажаты своими характерами. Мы живем и действуем характерным только для каждого из нас способом.
По Бьюдженталю, конечно, мы можем однажды выйти за пределы своего характера – в условиях кризиса – но потом мы неизбежно вернемся обратно. Характер не изменить, и единственное, чем может помочь терапия – помочь понять, что тот мир, в котором ты живешь, и считаешь его объективным, придумал ты сам (пресловутое «авторство жизни»). Это дает тебе силы в критический момент выйти за пределы своей матрицы и поступить как-то иначе.
Пока я не ушла совсем далеко в сторону, давайте обобщим: характер – это набор каких-то определенных способов действовать, общаться, жить. В народе эти способы называют качествами. Например, жадность, злость, доброта и т.д. Про людей говорят «он жадный» или «она добрая», имея в виду качества характера.
В гештальте представления о характере устроены несколько иначе. Людям приписывают не статические черты, а механизмы. Т.е. особенности личности в гештальте обозначаются не свойствами, а процессами.
Например «она трусливая» может означать, что ей свойственно бояться других людей, поскольку она не замечает своей собственной злости в себе и наделяет ее другими. Т.е. из точки «ноль», где в разные стороны расходятся злость и страх, она идет в сторону страха, не замечая, что у нее есть другая противоположность. А поскольку эту злость, которой она не заметила, надо куда-то деть, она приписывает её другим. Получается, что у нее злости как будто бы нет совсем – а есть только страх – а у других злости в два раза больше, чем должно быть: своя собственная, и еще та, которой их наделили. Страшно? Конечно, страшно. Поэтому она и трусливая. Но, обратите внимание, она не только трусливая – еще она злая.
Вот почему мне так нравится рассматривать личность как процесс, а не как статичное образование. Так лучше видно, что у каждой «черты» есть противоположность.

Зачем я об этом пишу, и как вам это пригодится в жизни.
Да просто имейте в виду, что тот, кого вы считаете трусливым, может иметь при себе нож. Тот, кто на вас обидно шутит – страшно боится, что вы его раните. Тот, кто не может без вас ни дня – мечтает остаться один. Тот, кто демонстрирует холодность – не переживет отвержения.
Бескорыстные люди – ещё и жадюги, очень энергичные – страшно депрессивны, чопорные моралисты ужасно безнравственны. О последнем сегодня у себя в комментах классно написала Нина Рубштейн: «Самые суровые насильники - это моралисты. Если человек может умеренно выражать агрессию, он никогда никого не убьет. Чего нельзя сказать о тех чудесных людях, которые никогда не злятся. Их давление внутренних подавленных эмоций так высоко, что любая капля может взорвать их и снести им голову».
Так что, девочки, имейте это в виду, когда знакомитесь с чудесным парнем, который не пьет, не курит, не ругается матом, и всякий раз оббегает машину, чтобы открыть вам дверцу.
Самодовольный пикапёр, девочки, при ближайшем рассмотрении – сопливо-плачущий у вас на плече маленький мальчик.
Того парня, который шлёпает вас в постели по попе, попробуйте шлёпнуть по тому же месту – ему понравится. Садисты и мазохисты, как вы поняли, - одно и то же.
Самоуверенные не уверены в себе, ответственные – расхлябаны и т.д.


 

Алена написала про нарциссизм.

Нифонт пишет об опасном желании быстрых изменений.
Tags: ЖЖ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments