Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

мифы о карьере

Пишем книгу про кареьру. как вы уже знаете, я тут с вами коллекционировала разные мифы, чтобы о них написать. На данный момент я собрала и классифицировала 22 мифа, в книге описать успели 10. Выкладываю кусочки из готового текста.

 

Каждый миф содержит зерно правды и бочку лжи. Важно, что именно мы находим в каждом из них.

Попробуем разобрать эти мифы по косточкам.

 

Миф 1. Нужно быть подлизой. То есть, угождать вышестоящим, бить поклоны и делать другие вещи, которые называются менее приличными словами. Для нас, авторов книги, это описание подходит для одной из крайних точек биполярной шкалы угодник – грубиян.

 

Угодник ___|______|_______|________|______|________|_________|_______ Грубиян

 

На этой шкале есть много других пунктов, среди которых может найтись та точка, которая оказывается очень влияющей на профессиональный рост.

Имея дело с карьерой, вы обязательно имеете дело с людьми. И не важно, ниже или выше вас эти люди по статусу и прочим признакам. Важно – насколько вы умеете строить с ними контакт, который ведет к сотрудничеству.

Подлизами обычно называют тех, кто выказывает гиперуважение к тем, от кого зависит его продвижение и проявляет пренебрежение к тем, кто является ниже его по статусу. Такому человеку сложно получить настоящее профессионально развитие, поскольку он развивает не профессию, а свои амбиции. В его способе есть много недостатков. Например, неудовлетворенность своей жизнью. Такой человек, что бы там ни казалось со стороны, испытывает унижение, угождая вышестоящим и стыд и вину, унижая нижестоящих. Унижение, стыд и вина настолько сильны, что единственное, что он может делать, это еще сильнее унижаться, чтобы оправдать себя за унижение других и еще сильнее унижать других, чтобы отреагировать собственное унижение. Ему очень непросто живется, можно только посочувствовать. Учитывая, что такой человек развивает не свой профессионализм, а свой навык возвышаться, он не удовлетворен своей профессиональной деятельностью. В глубине души он чувствует пустоту и бессмысленность своей деятельности. Кроме того, поскольку он унижается – его не уважают и не считают равным вышестоящие, а так же он никогда не получает поддержки от тех, кто стоит ниже по профессиональной лестнице. Он очень одинок. И он всегда вынужден биться за свое место под солнцем, не давая себе отдыха, поскольку любое неверное движение может выставить наружу все то, что он прячет от других: свою незаинтересованность в профессии, свои недостатки, свою уязвимость. Это – безрадостный путь.

Таким образом, в этом мифе есть зерно, заключающееся в том, что очень важно уважать людей, с которыми имеешь дело, а так же очень важно строить стратегию сотрудничества. В русском языке для этого есть слово «хитрость» В словаре Даля это слово имеет значение «искусный, мудреный, изобретательный, замысловатый, затейливый».

 

J Воспитанный мужчина никогда не сделает замечание женщине, плохо несущей шпалу.

Слово "хитрость" в российском менталитете окрашено негативно. Десятилетиями нас приучали к подконтрольности, прозрачности, бесхитростности. Человек, умеющий достичь своих целей не прямо, а косвенно, всячески осуждался. Не мудрено, что до сих пор хитрыми называют нечестных людей, хотя для нас это - не одно и то же.

Что такое хитрость на наш взгляд? Хитрость - это умение быть стратегом и использовать препятствия для своего продвижения. Если система (любая система: природная, общественная), с которой вы сталкиваетесь, сильнее вас (а система всегда сильнее индивидуума), то как вы можете научиться лавировать в этой системе для того, чтобы продолжать реализовывать свои цели?

 

#Борьба за цель перестает быть борьбой за цель, когда становится борьбой за место в уме другого. Вместо того чтобы спорить о том, кто кого будет слушать, я уступлю, но с тем, чтобы потом мы оба занялись моим делом". П. Ершов



Если вы можете выстраивать тактику и стратегию отношений таким образом, чтобы и вы были довольны, и ваш собеседник (партнер, конкурент) - тоже, это называется - сотрудничество. Однако, для того, чтобы такое сотрудничество случилось, необходима хитрость, тактика и дипломатия.

Огромное количество конфликтов существует постольку, поскольку борьба за цель перестает быть борьбой за цель. Ну, вы понимаете. Если вы боретесь за то, чтобы другой человек признал ваши ценности как свои (вместо того, чтобы с уважением отнестись к его ценностям и найти способ и подход к нему, чтобы он помог вам воплотить вашу цель), вы оказываетесь в постоянной конфронтации с миром и с минимальной реализацией ваших целей. Для реализации целей необходимо сотрудничество. И умение его строить - это, пожалуй, занятнейшее искусство, которым мы (авторы) сильно увлечены. Человеку, который говорит другим людям хорошее, легче найти сотрудников и соратников. И для этого даже не нужно врать: в каждом человек и в каждом его поступке есть часть позитивная, нужно только потрудиться ее разглядеть.

 

#Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. Леонардо Да Винчи

 

Мы смотрим на мир через линзы нашего опыта, и наш взгляд никогда не может быть объективным. В Советском Союзе проводились эксперименты (видеозаписи которых можно найти на ресурсах rutobe и youtobe в Internet), когда студентам предлагалось сделать психологический портрет человека по фотографии. Ведущий эксперимента вводил в зал студента и говорил: «Это – преступник рецидивист. Дайте характеристику этому человеку по фотографии». И студент рассказывал, что этот человек мрачен, нечестен и подл. Запускали другого студента и ведущий, указывая на ту же самую фотографию, говорил: «Это – знаменитый ученый. Опишите его психологические характеристики по фотографии», и студент характеризовал того же самого человека как мудрого, доброго и симпатичного. Мы видим то, что хотим видеть, к чему предубеждены. И если мы смотрим на других людей, предубежденные в том, что они – плохи, мы не можем увидеть ничего другого. Но если мы позволим себе захотеть увидеть в другом человеке что-то хорошее, тогда нам всегда будет за что его уважать, благодарить, в чем поддерживать. И необходимость в лести отпадет сама собой, поскольку лесть – это перечисление того, чего в человеке нет, а мы обучаемся находить в другом то, что в нем есть. И это очень способствует установлению контакта, который приводит к сотрудничеству. Смотрите на мир внимательнее.

***

Миф 2. Нужно хорошо учиться в школе, иметь хорошее образование, а лучше – два.

Безусловно, хорошее образование является важным подспорьем в профессиональной деятельности. Однако, есть несколько важных вопросов, неправильные ответы на которые превращают ваши дипломы и сертификаты в лучшем случае в обои, в худшем – в туалетную бумагу:

1.      Какое получать образование

2.      Когда получать образование

3.      Сколько получать образования

4.      Как использовать образование

Среди ваших знакомых наверняка есть масса людей, неправильно ответивших на этот вопрос.

Первые из них выбрали не то образование, которое действительно отвечает их интересам, а то, которое «ближе к дому», «где у мамы и папы есть блат», «куда пошли все», «куда меня взяли», «куда меньше конкурс», «по стопам родителей» и так далее.

Вторые и третьи в какой-то момент решили, что сначала нужно только учиться, а практика – вещь не обязательная, главное – все знать. Увы, специалисты с дипломами, знающие все теоретические вещи, но ни разу не сталкивавшиеся с практикой, не имеют ценности. С таким же успехом можно было бы смотреть по телевизору образовательные программы. И даже, может быть, с большей пользой. Среди ваших знакомых наверняка найдутся такие люди: они все время что-то учат, что-то пишут, получают научные степени, но ни разу не пробовали применить свои знания на практике, отговариваясь «у меня еще не достаточно знаний». Таким людям никогда не бывает достаточно знаний, они отложили свой профессиональный путь до следующей жизни.

Четвертые учатся не для профессии, а для бумажки. Им нужен диплом, чтобы показать его родственникам и знакомым. Или чтобы написать об этом в резюме.

Образование хорошо не тогда, когда вас учили, а когда вы учились. Учиться – значит быть вовлеченным, заинтересованным, жадным, стремиться проверить знания на практике. В идеале, самый лучший студент – тот, кто работает по специальности уже сначала обучения. У такого человека есть вопросы, на которые он хочет получить ответы. И тогда его образование имеет смысл.

 

#Дело - якорь для мысли, и только оно дает мысли надлежащее направление.
Н. Е. Введенский

***

Миф 3. Нужно иметь «волосатые лапки» или продвигающих родителей (других членов семьи).

Прекрасно, когда у вас есть близкие люди, которые могут вас поддержать. Однако есть и обратная сторона этой истории. Человек, устроенный на работу не по способностям и опыту, а лишь по знакомству, сталкивается в последствии с большим количеством трудностей (посочувствуйте им):

А) Теперь он должен отрабатывать милости, предоставленные ему близкими – быть должным.

Б) Теперь он должен столкнуться с тем, что его компетенции не хватает для этой работы, чувствовать себя дураком по сравнению с другими специалистами и скрывать свою некомпетентность, что чрезвычайно трудно психологически. Того и гляди раскроют. У новичка, устроившегося на работу, которая отвечает его силам, свободы больше – он честно признается в том, что он некомпетентен и с готовностью обучается у старших коллег, совершенствуя свой уровень. В такой ситуации справиться может только очень одаренный человек, увлеченный профессией и легко обучаемый.

В) Теперь он не имеет права подвести своих близких, и если ему что-то не понравится на месте работы, он должен будет терпеть все.

В общем – рабство.

***

Миф 4. Работать 24 часа в сутки и больше ничем не заниматься и не интересоваться, отказаться от семьи ради карьеры, быть терпеливым и ждать успеха не один год, "болеть" тем, что делаешь, сидеть в офисе ночами с синей физиономией, спать по 3 часа в сутки, жертвовать собой, дисциплинировать себя, заставлять, много трудиться.

 

#Усилия на ложном пути множат заблуждения.
Ф. Бэкон

 

Как тут не вспомнить анекдот:

 

J Научный эксперимент. В одной клетке мужчина средних лет, в другой обезьяна. Верху подвешен банан так, что его не достать. Мартышка несколько раз подпрыгнула, не достала банан. Нашла в клетке палку и начала сбивать банан палкой. И сбила его.

В другой клетке мужчина продолжает прыгать. Ему сердобольно подсказывают:

- Смотри, палка лежит…

- Ну, и что???

- Ну, подумай, подумай…

- Да некогда мне думать, прыгать надо!

 

Таков путь человека, который много работает, отказывая себе во всем. Хорошо бы вспомнить, что самые гениальные изобретения придумали самые ленивые люди. Из лени, чтобы не тратить усилий, были придуманы самые передовые технологии.

Человек, который работает без отдыха, «забивая» на все остальные свои потребности, на самом деле, гонится не за успехом, откроем вам секрет. Он бежит от проблем в работу. Работать – это его способ не сталкиваться с трудностями, которые у него есть вне работы. Часто такой человек думает, что за то, что он так вкалывает, ему должен весь мир. И этим ожиданием (вместо того, чтобы потрудиться над своими отношениями с женой, например) он намеревается решить эти проблемы.

 

#Дырки зашивай сразу, ибо в противном случае рискуешь стать голым. Неизвестный втор

 

Таким образом, пока этот человек убивает себя на работе, всего остальные стороны его жизни трещат по швам. Картина безрадостная. Раз уж мы проводим на работе треть своей жизни, то эта треть должна приносить не только деньги, но и радость. Иначе не очень понятно, зачем нужна вся остальная жизнь, кроме работы.

 

Миф 5. Нельзя быть мягким, а то обскачут конкуренты, нужно иметь жесткий и властный характер. Не заводить дружеских связей на работе. Ни с кем не сближаться, всегда быть в курсе всего - кто владеет информацией;  карьерист должен быть жестким, целеустремленным, знать точно чего хочет, слабый человек карьеру не сделает. Не давать другим проявлять инициативу, вставлять конкурентам палки в колеса.

В этом мифе речь идет о конкуренции, у которой, как и у остальных рассматриваемых нами аспектов, есть своя хорошая и плохая сторона.

Конкуренция является естественным спутником развития, и она есть везде.  Собственно, что ее вызывает?

1. Если есть одно место, на которое хотят попасть несколько человек (конкурс, соревнование, соперничество), то конкуренция - это способ прояснить, кто больше достоин этого места. Это может быть вакансия (рабочая, личная и любая другая), место лидера в какой-либо группе. В ясно объявленном соревновании конкуренция не только уместна, но и полезна. Она помогает людям кристаллизовать до ясности свои преимущества, выяснить слабые места и подтянуть их, наметить зону развития.

2. Когда один человек чувствует себя униженным по сравнению с другим, он начинает конкурировать за более высокий ранг. И вот это очень тонкое место. Есть ранг, на который он  реально может претендовать, поскольку есть все условия, которые его в этом поддерживают, а есть ранг, на который его претензии неуместны. Например, то, что мы часто встречаем в психологических группах, полностью отражающих этот человеческий процесс: конкуренция за право быть более осведомленным, чем ведущий группы. Или в коллективах: конкуренция за то, чтобы быть более компетентным, чем начальник коллектива. Или в семье: конкуренция за то, чтобы быть законодателем правил в семье. Во всех этих случаях конкуренция неуместна, так как скорее разрушает питательную среду коллектива, чем способствует развитию.

Почему разрушает?

Например, подчиненный докажет, что он - более компетентен, чем его начальник. Что тогда делать всем участникам ситуации? Другим подчиненным становится очевидно, что начальник менее компетентен и тогда - кому и на каких основаниях они должны подчиняться? Начальник, столкнувшись с тем, что подчиненный более компетентен, сталкивается  с риском потерять свое место. Подчиненный, конкурирующий за компетентность, начинает требовать к себе особого отношения, повышения, или претендует на место начальника. Разброд и шатания. Безопасность всего коллектива нарушается, потому что не понятно, каковы теперь правила. Эту же схему можно перенести на любую группу или семью.

Естественно, что в такой ситуации начальник, который дорожит своим местом, может сделать несколько разных вещей:
а. «Завернуть» конкурирующего подчиненного или уволить.
б. Присвоить себе плоды его работы.
в. Предложить подчиненному развить его идею под своим бдительным контролем, что опасно, поскольку удержать контроль над человеком, который уже круче начальника, сложно.
г. Предложить подчиненному развить его идею и получить от этого плоды, наградив подчиненного. Такую тактику может избрать только такой начальник, который все равно компетентнее этого подчиненного. Наверно есть еще варианты, если есть – вы можете иметь их ввиду.

3. Когда один человек объявляет себя в чем-то более лучшим, чем другой. Он может это делать явно или неявно. Например, явно: «я круче тебя по такому-то количественному показателю». Причем, количественный показатель может быть объективным: например, я старше тебя. Или: у меня больше денег. Или: у меня больше достижений. И так далее. И здесь конкурировать ну никак невозможно, поскольку есть ясный количественный показатель.

Другой пример: я умнее тебя. Очень трудно квалифицируемый показатель. Как это измерить? Тестом на IQ? Прагматичностью? Умением решать задачи? Умением выдавать остроты со скоростью 160 острот в минуту? Если показатель измерить трудно, тогда начинается конкурентная борьба, часто использующая тактику унижения соперника.

Жёсткая конкуренция и «ходьба по трупам», увы, случается у человека не от полноты жизни и не от счастья. Их хороших состояний плохие дела не делаются. Человек закрытый, жёсткий, требовательный, недоверчивый, холодный и унижающий других, пожалуй, один из самый несчастливых людей. Он всегда одинок. Он никогда не разрешает себе получить поддержку от других, и поэтому вынужден опираться только на себя. Он не радуется жизнь, он всегда – в борьбе и на войне. Его гипербдительность и подозрительность делают его внимание негибким, ориентированным только на негативные стороны жизни, он упускает возможности одну за другой, он не креативен.

 

#Если человек начинает свое дело с единственной целью делать деньги, у него мало шансов разбогатеть. Но если он на первое место ставит стремление служить людям и обеспечивать высокое качество товаров или услуг, то деньги сами найдут к нему дорогу. Производить первоклассные товары, нужные людям, - гораздо более сильный залог успеха, чем желание стать богатым. Джойс Холл

 

 

Миф 6. Никогда не совершать ошибок.

 

#Чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся. Достоевский, "Преступление и наказание"

 

Как вам наверно уже известно, не совершает ошибок только тот, кто не двигается. Пожалуй, самый первый тип, описанный в первом упражнении – это люди, которые изо всех сил стараются не совершать ошибок. У них нет профессионального роста, потому что для того, чтобы расти, необходимо делать новые вещи – те, которые никогда раньше не делал. И, естественно, если вы никогда не делали чего-то раньше, как вы можете сделать это хорошо? Естественно, вы будете ошибаться, и эти ошибки – Что самое главное! – будут указывать вам путь, по которому двигаться.

 

J Хаим прошёл полное медицинское обследование и пришёл к врачу узнать о результатах.
   — Для вашего возраста результаты неплохие.
   — Доктор, а до восьмидесяти я доживу, как вы думаете?
   — Вы пьёте? Курите?
   — Нет, я никогда не пил и не курил.
   — Вы едите острое и жирное мясо?
   — Нет, доктор, я такого не ем.
   — Может быть, вы проводите много времени под прямыми лучами солнца. В гольф, например, играете?
   — Нет, я никогда не играл в гольф.
   — Тогда, может быть, вы увлекаетесь картами, гонками или распутными женщинами?
   — Что вы, доктор!
   — Ну, и зачем же вам жить до восьмидесяти?

 

Ошибки – это красные флажки на профессиональном пути. Самые сложные случаи в психотерапии и бизнес-тренингах, которые были у нас, авторов, в которых мы ошибались и часто оказывалась в тупике, оказали самое благотворное влияние на наши карьеры. Ошибки заставляют искать знания, искать новые пути, развивать креативность, выбирать хороших учителей, тренироваться, тренироваться и тренироваться. И именно это, в конечном счете, нас и совершенствует.

 

#Опыт - учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше него. Томас Карлейль

 

Таким образом, человек, который не совершает ошибок, никогда не сделает карьеру. Тот же, кто умеет быть благодарным за ошибки, сумет сделать из них поддержку и опору для себя.

В определенном возрасте человек начинает понимать, что мир им в большей степени изучен. Понимает, как работает большинство вещей. С рождения он узнает, для чего созданы те или иные вещи, чтобы ими можно было пользоваться, и в какой-то момент эти исследования заканчиваются. И здесь кончается развитие - в том месте, где становится нечему учиться и нечего исследовать. И тогда есть два пути - деградировать или заняться более трудоемким и глубоким исследованием мира: исследованием природы вещей, будь то астрофизика, физика, химия, биология, психология, искусство и так далее. Новые смыслы, открываемые в этих исследованиях придают новые возможности для управления вселенной на мета-уровне. И если вы боитесь ошибок – у вас нет возможности выйти на этот уровень, поскольку освоение нового всегда сопровождается пробами и ошибками.

 

Миф 7. Карьера доступна только мужчинам. Или женщинам, которые спят с шефом. Быть успешной женщиной – это выйти удачно замуж и чтобы муж финансировал дело или проект, поставив сразу в должность генерального директора.

В нашем обществе, увы, действительно все еще сильно представление о том, что женщина, занятая бизнесом – не женщина, или что мужчины умнее, или что мужчины не дадут женщине продвинуться. Если вы – женщина, важно не то, думают ли так другие. Важно – думаете ли так вы сама.

 

J Пациент расплачивается с психоаналитиком и, прощаясь, психоаналитик подытоживает проведенную работу: "Я рад, что Вы, наконец, поняли, что Вы не рисовое зернышко..." "Да, понял", - говорит пациент и уходит довольный. Но через некоторое время он вбегает опрометью обратно в кабинет и с криком: "Там петухи! Там петухи!" забивается под кушетку. Психоаналитик: "Да что это с Вами, ведь Вы же знаете, что Вы не рисовое зернышко!?" Пациент: "Да, но петухи то об этом не знают!!!..."

 

Сделаем небольшой экскурс в историю борьбы полов.

Как известно, мужское устройство организма подразумевает сильный сексуальный интерес к практически любой женщине. Женщина, которую можно рассмотреть, вызывает сильные сексуальные чувства у мужчин. Именно благодаря этому, для того, чтобы избежать соблазнов и таки мочь заниматься делом, издревле женщин прятали под паранджу, в большие одежды, в домах. Вышедшая на улицу женщина, не спрятанная в одеждах, была риском именно для мужчин. И как следствие – для себя самой. И не найдя ничего более эффективного, мужчины изобрели законы, предписывающие женщинам прятаться.

С тех пор тело мужчины не изменилось, но изменились способы бороться с сексуальным влечением. На место парандже пришли рационализации и интеллектуализации на тему «женщина, вышедшая на улицу (нынче – в профессию, в бизнес, в политику и т.д.) – скорее всего, не женщина» - это помогает мужчинам бороться с сексуальным влечением. Власть женской сексуальности так велика, что единственное, что могли противопоставить этому мужчины – власть социальную И когда женщина развивает социальную активность, мужское самолюбие страдает. Мужчина теряет опору.

Их страдания понятны и вызывают сочувствие. Однако, повод ли этого для того, чтобы женщины останавливали свое личное развитие и отказывали себе в реализации в жизни?

Важно, что и женщины подхватывают эти стереотипы. И это похоже на один эксперимент с обезъянками.

 

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, экспериментатор открывает кран и со шланга поливает ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Действия экспериментатора те же.  После этого вода отключается.
Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. После этого, одну обезьяну убирают из клетки и заменяют ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. После этого убирают из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запускают туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, экспериментатор пришел к ситуации, когда в клетке оказались 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Почему? Потому, что тут так заведено, так принято.

 

Таким образом, наши мамы, бабушки и прабабушки жили в обществе, где не поощрялась женская социальная активность, и передали этот «обезьяночный» опыт и нам. Вопрос к нам: хотим ли мы ему следовать? Этот вопрос принудит вас обратиться к вашей свободе и вашей ответственности: принимая то или иное решение (делать карьеру или нет), вы сталкиваетесь с тем, что вы свободны ее делать, и вы так же несете сами ответственность за то, что сделали тот или иной выбор. Мнения, слухи, обычаи и мифы не несут ответственности за последствия вашего выбора.

Естественно, и в этом мифе тоже есть своя обратная сторона. Зная, что отношения мужчин и женщин устроены именно так, все, что нужно женщине для того, чтобы успешно строить карьеру – это уважать достижения своих партнеров и коллег-мужчин. Поддерживая мужское самоуважение, вы можете достичь больших высот в профессии. Сделайте вашу карьеру путем сотрудничества, а не конкуренции с мужчинами, и вам обеспечен успех.

 

Миф 8. Постоянно фонтанировать идеями и вообще очень любить выступать по делу и не по делу, лишь бы присутствующие отметили, что у человека есть свое собственное мнение.

 

Любая деятельность, как ложка к обеду, хороша в конкретном контексте. Если от вас запрашивают инициативу, но вы ее не проявляете – вы не соответствуете занимаемой должности. Если от вас требуется не инициатива, а исполнение, а вы фонтанируете идеями и не выполняете прямые указания начальства – вы так же не отвечаете своему месту.

Естественно, что для продвижения в карьере мало просто быть уместным и удобным сотрудником, важно и то, что вы сами можете предложить делу, важно ваше творчество. Иначе вы действительно не будете чем-либо отличаться от других сотрудников, и ваша карьера – тоже.

Однако прежде, чем предложить что-то, продвинуть какую-либо инициативу, выберете для нее форму, место и время.


 
Tags: Коучинг, Мои книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments