Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

ценности и ритуалы

На танцевальном форуме вновь возникла дискуссия об общечеловеческих ценностях как якобы платформе, на которую можно опереться и "причинять добро". Я сказала, что не существует никаких общечеловеческих ценностей. Так я говорю обычно. Продолжу здесь: что я под этим подразумеваю? Подразумеваю, что если огромное число людей на земле обуреваемы желанием убить, и совершают это действие, то по факту эта ценность не является общечеловеческой. Поскольку подлинная ценность лишь та, которая переживается как необходимость, как нечто столь же необходимое, как воздух и вода. И если мы делаем нечто с таким же естеством, как дышим - это и есть текущая ценность.
Мы делаем нечто ровно потому, что именно в этот момент нашего существования это действие отражает наши ценности. Действия, а не слова. Отражают.
В этом смысле быть безгрешным невозможно. И святость - это не тогда, когда мы отказываемся от совершения грехов, а тогда, когда мы не испытываем потребность их совершать. И искушение - не для того, чтобы впасть в грех, а для того, чтобы исследовать суть греха, просто наблюдая за своим желанием его совершить. Постигнув импульс, толкающий к греху, можно обнаружить, что не импульс владеет нами, а мы импульсом. Мы его производим и мы же можем его не совершать. Как только познакомимся с тем, из какого взгляда на мир совершается тот или иной импульс.
Стоит увидеть картину мира, благодаря которой возникает тот или иной импульс, мы так же встречаемся и с тем, что мы сами и нарисовали эту картину. И можем нарисовать и другую, и благодаря ей увлечься другими импульсами. Пожалуй, самое сложное - это переживать процесс расставания с той или иной картиной мира, тем или иным положением точки сборки, с той или иной линзой, версией мира. Поскольку всегда кажется, что то, что мы видим - правильно, и если мы от этого откажемся, то приобретем некую неправильную картину мира. Тогда как нет неправильных. Так же, как и нет правильных.
Намеренно использовала в тексте слова-символы нескольких разных философий, дабы продемонстрировать отсутствие правильных или неправильных описаний мира.
Именно в тот момент, когда человек занят точным выполнением ритуала, будь то насильный отказ от греха, или молитва, или формула социального успеха, или следование каким-то правилам, или форме медитации, и начинается идолопоклонничество вместо развития. Именно в этот момент человек становится заложником ритуала и объясняет свои победы или неудачи тем, насколько точно он следовал ритуалу. Разумеется, с этого момента он уже не отвечает за свои действия, он покорно следует ритуалу, формуле, концепции, традиции, требованию внешних и внутренних голосов (у которых, конечно же, есть формула) и верит в то, что если он правильно выполняет ритуал, то будет счастлив. Но завтра никогда не наступает. И тогда он вновь и вновь шлифует свои навыки выполнять ритуал, отдав ритуалу полную ответственность за свою жизнь, лишь бы только никогда не сталкиваться с ужасом своего одиночества в ответственности за свою жизнь.
Ритуал - лишь дверь. Ни один ритуал не помогает осознать ценность, ради которой  он был создан, если становится целью. Это лишь средство для старта, трамплин, или удобная и безопасная форма сосуществования в конкретном контексте и не более  того. Однако, в связи с тем, что контекст меняется каждое мгновение, ритуалы постоянно устаревают. Сегодня актуальна паранджа, завтра - бикини, послезавтра плевать на моду. Потому что другой контекст. Мода сохраняется лишь потому, что мы ее искусственно удерживаем, думая, что счастье в ней. Тогда как это просто идол.
Tags: Парадоксальная теория изменений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →