Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

схема

Студенты часто пытаются в начале обучения понять, какова же схема гештальт-сессии. Через год становится понятно, что схемы нет. То есть, нет привычной схемы: психолог клиента куда-то ведет. Такой схемы действительно нет. Зато есть схема построения исследования. Например, такая.
Упрощенная схема одного из вариантов гештальт-сессии.
К - клиент
Т - терапевт

Т. Что вас привело?
К. Я не могу решить, как мне быть:  так или так?

Терапевт не может принять решение за клиента, так как терапевт не бог, и не судья. Задача терапевта - исследовать, что клиенту мешает принять решение.

Т. Что вы чувствуете, когда это говорите?
К. Я думаю, что...

То, что клиент думает, мало относится к его проблеме. Именно его привычные мысли, которые он уже перевернул в своей голове во всех возможных измерениях, являются препятствием к тому, чтобы решить проблему. При помощи мыслей он скрывает сам от себя решение проблемы, поскольку это решение небезопасно для его восприятия. В чем эта опасность - я не знаю, и начинаю исследование, обращаясь к чувствам, поскольку чувства, в отличие от мыслей, не врут.

Т. Это мысли, а что ты чувствуешь, когда ты об этом говоришь?
К. Не знаю/ничего

Контакт с чувствами потерян. У разных клиентов с разной степенью тяжести. Начинаем процедуру восстановления чувствительности. С разными клиентами - разные способы, в зависимости от типа восприятия и того, насколько потерян контакт с собой. У одних это занимает несколько месяцев терапии, у других - несколько лет. Здесь используются стулья, арт, эксперименты на осознавание чувств. Чем богаче палитра терапевта, тем шире аудитория его клиентов.

К. Я злюсь/грущу/боюсь
Т. К кому конкретно эти чувства обращены?

Осознавание того, к кому обращены чувства, помогает развести в разные стороны прошлый опыт клиента и его настоящее. Часто его чувства в настоящем относятся к событиям прошлого. Например, когда взрослый человек боится с кем-то разговаривать - эти чувства часто оказываются обращенными в прошлое, к воспитывавшим его значимым взрослым. И именно они мешают увидеть настоящее и тех людей, которые его окружают в настоящем. А если вы телом в настоящем, а чувствами в прошлом, то что-то изменить в здесь-и-теперь невозможно.

К. К маме...
Т. В чем ты тогда нуждался?

Осознавание потребности, которая не была когда-то удовлетворена, помогает сделать выбор их двух направлений: или удовлетворить эту потребность, или, если это уже невозможно, оплакать ее.

К. Я нуждался в одобрении.
Т. Что для тебя значило это одобрение?
К. Что я - хороший человек и имею право жить.
Т. Ты имеешь право жить, не смотря на то, допускаешь ли ты ошибки, отлично ли ты справляешься с задачами, быстро ли ты продвигаешься или развиваешься (и многое другое), или нет.

Приняв себя, клиент может внимательнее рассмотреть свои потребности, без стыда и вины. и тогда, взвесив их на реальность, решить, куда двигаться.


Т. ну, что было важным сегодня для тебя, чему ты научился?
К. Я понял, что по-прежнему слушаюсь маму, хотя мамы рядом давно нет.

Ассимиляция опыта.
Так вкратце выглядит кривая контакта в одном из своих вариантов на протяжении сессии.



АПД. Вариант развития сессии после слов  клиента "К маме":

Т. А что происходит здесь и сейчас? тут есть мама?
К. Нет, тут ты.
Т. А где в твоей жизни есть мама?
К. Нигде, только в моей голове.
Конец сессии

Этот вариант виртуознее :)
Tags: На приеме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments