Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

Как себя позиционировать в профессиональной среде. Этический кодекс психолога.

Originally posted by elenkaivanova at Как себя позиционировать в профессиональной среде. Этический кодекс психолога.

Семинар Нины Рубштейн на одной из предпоследних встреч в этом году Студенческого клуба.

Я внесла некоторые свои коррективы и поправки в текст, но в целом постаралась передать то, как это рассказывала Нина.

 

Этические ограничения в клиент-терапевтических отношениях введены именно потому, что практикой прояснено, что определенные ситуации вызывают определенные проблемы. Есть факторы не сильно строгие, а есть достаточно сильно строгие. Например, о том, что нужна завершающая встреча. Это такой фактор строгий, но не катастрофически. Желательно чтобы встреча была, для того, чтобы клиент мог ассимилировать опыт отношений. Чтобы можно было в конце терапии выяснить, что было сделано (ассимиляция опыта) и как протекали наши отношения, поскольку в них тоже есть рисунок  клиентского паттерна.  Хорошо бы это ассимилировать, но не все клиенты на это соглашаются. Если в западных странах они к этому давно привычные и это не вызывает никакого удивления, то  у наших клиентов это вызывает удивление «а почему, если я уже закончил, я еще должен за свои деньги приходить?». Потому что нет понимания, что в этом есть польза. Поскольку в завершающей встрече, проясняется: причина завершения, проверяется, нет ли тут срыва контакта, ассимилируется опыт проделанной работы. И этот опыт он очень важен - это обязательная заключительная вещь, но не все соглашаются. Вообщем когда клиент говорит «да, да, да я приду» и не приходит, в принципе если я за него как-то волнуюсь, и мне кажется, что это срыв, то я могу позвонить и спросить «так все-таки как насчет завершающей встречи, мы встретимся или нет?» Если он категорически отказывается мы не вправе настаивать, вот в чем не строгость этого правила. Мы не вправе настаивать, лучше в таком случае с супервизором пообщаться или со своим терапевтом, что мне делать в этой ситуации. Поскольку, если он как-то категорически решил и не хочет общаться, это его выбор, к которому тоже можно отнестись с уважением.

 

Некоторые терапевты просят клиента заранее оплачивать последнюю встречу.

И если клиент говорит «Я не приду», ему можно сказать, «ну смотри, поскольку встреча все равно уже оплачена, давай ты придешь и мы, по крайней мере, ассимилируем прошедший опыт и какие-то выводы ты можешь из этого сделать».

По неопытности начинающие терапевты на последней встрече начинают клиента упрашивать остаться. Но последняя встреча не для того чтобы уговорить клиента остаться, а для того чтобы сделать выводы какой опыт был приобретен и с чем я завершаюсь. Для того чтобы он мог получить опыт цивилизовано расставаться.

Этические рамки:

ü  Не общаться с клиентом за пределами терапии (в кафе, в саду, в дружеской компании, дружба не возможна и любовь не возможна). Почему? Для чего это правило существует и в чем его основание? Основание в том, что, сколько бы у клиента и терапевта не прошло времени с момента клиент терапевтических отношений, трансфер никогда не проходит, он остается. И клиенты тоже бывают  разные, ведь известно, что нарушений в этом-то смысле много есть в терапевтической среде: когда с клиентом дружат потом после терапии, когда завязываются любовные отношения, когда работают вместе. Я считаю, что защищеннее себя можно чувствовать, все- таки, если несколько лет практики за этим следить. Со временем появляется чутье, где можно чуть-чуть послабее эту границу держать, потому что клиенты и правда, разные и некоторые клиенты спокойно и хорошо удерживают рамки разных отношений. А с некоторыми это не удается, как только вышли за порог сразу все, что клиент не предъявил в терапии, вылезает в этих отношениях, которые за пределами терапии и начинает активно проявляться. Это опасно может быть и для клиента в первую очередь. Потому что вы-то для него остались терапевтом и со многими из сторон вашей личности он не соприкасался, не потому что это не касается терапии, а потому что есть куча ваших потребностей, которые вы в терапии не удовлетворяете,  потому что есть правило такое. Потребность в признании, потребность в поддержке со стороны клиента и т.д. И эти потребности есть. Естественно в дружеских отношениях нормально, если мы у друга просим о признании, просим о поддержке, жалуемся ему на что-то и это нормально. Если это начинает происходить в дружеских отношениях с бывшим клиентом, то вот здесь встречается трудное место, которое заключается в том, что клиент сталкивается с вашими другими частями, с которыми в терапии не сталкивался, начинает понимать, что вы совсем не тот человек каким он вас себе представлял. И частое явление, которое происходит это обесценивание всей той терапии, всего предыдущего терапевтического опыта, который был сделан. Т.е. все, что вы успели наработать пошло насмарку. Считайте, не было терапии, она отсутствовала. Правда тоже клиенты бывают разные, я уж совсем такие крайности привожу, но бывает, что он может пораниться о те ваши стороны, которые в терапии не проявились.

ü  Правило заочного общения. Например, в интернете пишет вам клиент в письме после вашей встречи с ним  по поводу того как он много всего понял и осознал и еще вопросы задает и добавляет, что он разочарован и ему все не нравиться и еще что-то. Есть одна сложность в переписке, что в переписке текст это просто текст - это буквы, там нет живого человека со всеми присущими живому человеку качествами. Т.е. с тем как он выглядит, как он двигается, как он дышит, какие интонации при этом тексте использует, как он это говорит - там всего этого нет. Поэтому очень легко на этот текст нафантазировать все что угодно. Например, вы напишите ему «да, это трудное место». Там столько разных интерпретаций может быть, что это значит, естественно человек не будет проверять, как правило, что ты туда заложил, он, скорее всего, будет проецировать какие-то вещи, которые ему на самом деле совершенно кажутся очевидными, что меня, например, отвергают или меня унижают, меня оскорбляют. И поэтому переписка вообще является опасной, в виде переписки с клиентом, с которым ты в реальности общаешься. Вообще, то когда нет живого  контакта, риск довольно таки высокий. Или, по крайней мере, должен быть заключен контракт с клиентом, что эта работа по скайп или онлайн-тренинг. И если я заключаю контракт на эту работу, то я себе отдаю отчет в том, что вообщем надо быть максимально ясным в своем послании, тщательно подбирать каждую букву. И если клиент вам регулярно пишет письма, то с ним надо на очной встрече заключать контракт, про то, что «я читать это могу, но реагировать не имею права». Могу тока на то что, «да, встречаемся с вами такого-то числа». Все остальное не имею права писать: мысли, чувства. Потому что они могут быть проинтерпретированы не безопасным образом.

ü  Телефонные переговоры с клиентом. Вроде как есть условная норма, что 15 минут можно, а дальше уже все, за рамками терапии находимся. Потому что случаи бывают разными, например, острые состояния. Если кто-то у клиента умер, имеет право позвонить своему терапевту и получить короткую поддержку. Об этом можно заключить контракт, но здесь тоже есть своя опасность.  Я же слышу только голос, а может мой терапевт  в этот момент  бутерброд там ест или еще что-нибудь. Нафантазировать можно все что угодно, тем более, если у меня есть паттерн, что меня все отвергают. Поэтому есть условное ограничение, что минут 15 можно поговорить, а дальше уже нельзя. За 15 минут можно фокусировано оказать необходимую поддержку. Конечно, желательно все прояснять с клиентом в реальных отношениях. Даже если он вам много чего написал в письме, можно ответить: « Да, конечно, я прочитала, обсудим при встрече».

ü  Когда клиент вам дарит подарки  не на 8 марта или день рождение, а начинает делать это регулярно по всем праздникам календаря: день психолога, день матери, первое сентября ит.д. То вообще это вопрос для обсуждения в терапевтическом пространстве: «Чего-то такое происходит, что ты чувствуешь необходимость делать эти подарки?». Поскольку часто за этим кроется некая самооценка, что вроде бы, там много чего вскрывается, «слишком тебя гружу, я мало тебе плачу», можно с клиентом это обсудить и отнестись к этому с уважением. И это повод обсуждать с клиентом чего такое с ним происходит. Интересные вещи всякие происходят, может выясниться, что ему очень важно обо мне заботиться, что это за паттерн, как он проявляется с другими людьми в отношениях. Все что проявляется в клиент - терапевтических отношениях, все является темами для работы. Или клиент всегда опаздывает на 15 мин. Или за 15 минут до окончания сессии говорит: «Все достаточно!». Почему он эти 15 мин не использует, что с ним происходит.

Коллегиальная этика:

ü  Вообще полезно относиться ко всем коллегам смежных профессий с уважением. Это такой закон поля, чтобы поле было доброжелательно к вам. Но понятно, что не все это соблюдают. Всегда найдутся люди, которые будут говорить, а я круче, а вы нет. Корректное поведение в таких ситуациях – это уважение. На самом деле, если вы почитаете информацию о разных направлениях, то вы сможете увидеть что это все собственно одно и то же.  Просто разные подходы говорят на разных языках. Вообщем достаточно легко можно провести параллели. В этом смысле любой подход одинаково эффективен, нельзя сказать, что кто-то круче. Если человек ведет себя не корректно, то это про конкретные его профессиональные краски.

ü  Не полезно в поле своего коллеги как то сильно принижать его статус, даже если он сильно не прав. Если я прихожу приглашенным тренером на группу другого тренера, странно было бы нам с ним начинать друг с другом конкурировать. Потому что ценность этого сотрудничества в том, что мы вместе можем дать и дополнить друг друга, вместо того чтобы спорить кто из нас круче профессионал. Поскольку это не только не украшает ведущего или психотерапевта, это еще и портит впечатление у клиентов. У нас в институте (МИГИП) есть правило, если я прихожу на семинар своего коллеги, то я не рекламирую свой, если только мы об этом не договорились.

 

Добавлю то, чего в стенограмме не хватает. Все подтверждено собственным опытом. Некоторое - очень свежим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments