Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

Жизнь и смерть ФТСР

Для непосвященных: ФТСР - это Федерация Танцевального Спорта России. С 1988 по 2005 я была активно включена в жизнь этой организации в качестве танцора, тренера, судьи, психолога. На днях ФТСР была лишена аккредитации из-за коррупции и еще многомногачего и в танцевальном мире России сейчас серьезный кризис. Непонятно, как будет устроена жизнь многотысячной танцевальной аудитории.
Для справки.
ФТСР объединяет региональные членские организации танцевального спорта в 76 субъектах Российской Федерации. Организационно танцевальный спорт не оформлен только в трех республиках (Дагестан, Ингушетия и Чечня) и четырех автономных округах (Агинский Бурятский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Чукотский).
В ФТСР более полутора тысяч танцевально-спортивных клубов, в которых спортивными танцами занимаются более 70 тысяч спортсменов, имеющих классификационные категории, и приблизительно столько же начинающих, в основном детей, школьников и студентов.
Начиная с 2004 года, Россия является единственной страной в IDSF (международная танцевально-спортивная федерация), спортсмены которой занимают места в финалах всех чемпионатов/первенств/кубков мира и Европы, как среди пар, так и среди ансамблей.
Россия единственная страна в IDSF, имеющая наибольшее количество пар (15-17) среди 50 лучших в таблице ежегодного мирового рейтинга. Другие исторические подробности на сайте ФТСР, криминально-подпольная история спортивных танцев в России в фильме "Танцы с "волками" .

В последний раз, когда я сама участвовала в Открытом Чемпионате России (2003 кажется год), в каждой категории соревнующихся (Дети, Юниоры, Молодежь, Взрослые) насчитывалось от 300 до 600 пар участников. Это те, кто смог и обладал должным уровнем танцевания, чтобы приехать. Реальное число населения ФТСР во много раз больше.
Кроме ФТСР в России есть еще несколько организаций, обладающих значительно меньшей численностью, развивающих танцевальный спорт - IDU, ОРТО, Русский Танцевальный Союз и другие.

Кризис меня обрадовал. Есть надежда на новую жизнь в танцевальном спорте. И моя любовь к нему получила новую подпитку. Мой друг и однокурсник по университету Сережа Стречин, действующий тренер, позвал меня поучаствовать в дискуссии на нашем танцевальном форуме, где я являюсь модератором раздела "Психология" с 1999 года, посвященной кризису ФТСР. ребята спорили о том, нужно ли создавать новую организацию или менять старую. Я было отписалась коротко о том, что нужно просто правила и документы поменять, а не организацию, но поварив эту мысль несколько дней таки написала, можно сказать, программный текст. Я полагаю, он будет любопытен самим танцорам, тренерам, судьям, а так же предпринимателям и менеджерам. Буду рада комментариям представителей других видов спорта - как это у вас?


Меня радует, что в ФТСР наконец-то произошел долгожданный кризис, и времена застоя закончились. Этому следовало произойти уже лет десять назад, не меньше. Задержка этого естественного этапа развития, на мой взгляд, происходила в связи с несколькими причинами.

Когда-то революционное «буржуазное» искусство сформировалось в ситуации подпольной оппозиции государственной культурной парадигме. Танцоры и тренеры не выходили на митинги, чтобы отстаивать свои интересы и право заниматься любимым делом, и, не смотря на то, то ситуация давно изменилась, тихушничество осталось нашей национальной танцевальной чертой. Только с тех пор, как танцевальный спорт был признан в России, роли поменялись: консервативным правительством стало само «правительство» ФТСР. А танцоры и тренеры продолжали выживать в тех условиях, которые оно задавало. Мы перенесли застой из системы страны в систему федерации. Унаследовали. И те сейчас, кто выступает против создания новой организации, правы в том, что мы так же можем перенести старое «законодательство» в новую «страну», как это было раньше.

Мне кажется, важно осознавать, что ФТСР – это не президиум, ФТСР – это тысячи людей, объединенных одной профессией. И вопрос не в том, как назвать страну, а в том, какое в ней теперь будет работать законодательство. И соответственно, какое мы выберем правительство для того, чтобы оно поддерживало новое законодательство.

Существующий порядок, приведший к кризису, в первую очередь поддерживал правила, в которых невозможно разобраться, кто кому кем приходится. Как в многопоколенной семье, когда аксакалы отбирают авторитет и гасят креативность молодых, чтобы решить свои персональные кризисы старения и выхода в тираж и, тем самым, истощая коллектив, в ФТСР всегда были нарушены границы ролей всех ее участников. Смотрите сами:

- тренер, обучающий танцоров, является их же экзаменатором – судьей. Поскольку человеческий фактор исключить нельзя, ни один судья в этой ситуации не застрахован от того, чтобы тянуть одеяло на себя, оценивая пары. Более того, если тренер не является судьей, его парам не суждено развивать свою карьеру. Очевидный вывод – разорвать эту порочную связь.

- танцор не имеет права преподавать, но преподает, работая на имидж судьи-тренера, и целиком находясь в зависимости от него. Сам собой напрашивается вывод: танцор имеет право преподавать и тем самым зарабатывать на свою жизнь, а не на своего судью-тренера. А так же самостоятельно выбирать учителей и уровень соревнований, на которых он хочет выступать.

- родители, финансирующие клуб судьи-тренера и определяющие, по сути, кто из танцоров будет развиваться, а кто – нет, в свою очередь, ставят в зависимость всю танцевальную систему, поскольку, опять же, финансируют не танцевальный спорт, а интересы конкретного судьи-тренера. Простое решение, которое существует в любом бизнесе – продавать рекламу и услуги населению, а не танцоров или клубы.

Таким образом, у нас есть три проблемы, от решения которых будет зависеть, будет ли ФТСР новой организацией, восстановим ли мы имидж танцевального спорта и выйдем ли мы на олимпийский уровень, и, соответственно, три задачи:

  1. Формирование отдельного судейского института из числа танцоров и тренеров, прошедших судейскую подготовку и завершивших выступления и тренерскую работу. Решение этой задачи упирается в простые бухгалтерские подсчеты: сколько нужно судей, чтобы обеспечить соревнования, сколько нужно соревнований, чтобы обеспечить судьям зарплату, и какова сумма этой зарплаты. А так же – какими еще видами деятельности могут заниматься судьи, чтобы отказаться от соблазна влиять на исход соревнований в угоду интересам конкретных персонажей. В судейскую аттестацию включить экзамен на психологическую устойчивость к давлению тренеров, родителей и танцоров: экзаменующемуся предлагается кейс (ситуация), в которой он должен принять решение, соответствующее правилам. Аналогично кейсам на экзаменах по вождению.
  2. Узаконить право танцоров с определенного танцевального уровня начинать преподавательскую деятельность при условии педагогической и психологической подготовки, возраста и уровня развития танцевального мастерства. Определить экономические условия такой деятельности (следующий пункт) и правила участия таких танцоров в соревнованиях: могут ли они выступать на соревнованиях вместе со своими учениками? Я полагаю – нет. Тогда нужны отдельные соревнования для танцующих учителей. Отсюда может быть несколько вариантов:

- снятие с ФТСР определение «любительского спорта» и формирование многослойной организации;

- объединение с профессионалами и Про-Ам;

- сотрудничество с профессионалами и Про-Ам для выработки правил перехода из одной организации в другую без ущемления статусов при переходе. Здесь тогда нужны условия, поддерживающие миграцию танцоров из организации в организацию, а не препятствующие ей, как это было до сих пор. Просто нужны ясные границы переходов, согласованные с интересами всех трех сторон: организации, из которой уходят, организации, в которую приходят и самого танцора.

  1. Создать экономическую модель существования клуба, при которой клуб является частным предприятием, которым руководит не тренер, а предприниматель, а его тренер – нанятый руководителем специалист, представляющий интересы танцоров в местном подразделении ФТСР. Таким образом, экономическую выгодность предприятия определяет не тренер, а предприниматель. При одном условии – оот имени этого клуба не должны выступать родственники предпринимателя. Это кажется невыполнимым на первый взгляд, однако если рассматривать клуб как многоцелевую структуру (спортивный клуб, оздоровительное предприятие, досуговое предприятие, предлагающее разнообразные услуги населению), то все вполне реалистично. Таким решением мы можем добиться уменьшения количества клубов и тренеров, не имеющих приличной квалификации, а так же решим вопрос трудоустройства танцующих тренеров.

Что касается выборов нового «правительства» - провести ту же процедуру, которую проводят в других политических системах: нужны кандидаты и их программы, набравшие необходимое количество подписей. Честные выборы J

Поддержку  же государственной власти мы можем получить, я уверена, если мы сами выработаем план выхода из кризиса. Предлагайте, господа, свои варианты.

Президентом федерации я вижу молодого человека, знающего функционирование системы изнутри, имеющего танцевальный и преподавательский опыт, с отказом от судейского и тренерского статусов и при поддержке совета, состоящего из специалистов, обладающих различными компетенциями, необходимыми для грамотной ориентации в происходящих процессах.

Нина Рубштейн

Бывший танцор («А» класс), балетмейстер (СПбГУП), тренер (общий танцевальный стаж 20 лет), автор трехтомника «Психология танцевального спорта или Что нужно знать, чтобы стать первым» и учебного фильма в двух частях «Техника Латины в единичных действиях», в настоящий момент – коуч, бизнес-тренер, менеджер, предприниматель, супервизор.



Tags: dancesport, Спорт и танцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments