Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Горошина как двигатель прогресса.

Оригинал взят у anna_paulsen в Горошина как двигатель прогресса.
Мне сегодня задали вопрос, который в общем-то регулярно задают: о чем полезно (для клиента) говорить на терапевтических сессиях?  Ответ в общем-то прост: о том, что колется и покоя не дает, о ней, о горошине под матрасами.

А дальше пойдет обоснование, почему именно об этом.

Так уж устроен человеческий организм, что шевелится он только тогда, когда кушать хочет, то есть испытывает чувство  голода, чувство неприятное, требующее удовлетворения. Поскольку человек не только животное, но и сознательное существо, он все время себе объясняет, куда ему нужно шевелиться, зачем и почему. И вот тут-то возникает проблема. В силу того, что ребенкам в детстве говорят, что хорошо и что плохо, ребенки разучаются слышать собственные чувства/потребности и научаются слышать, что хорошо и что плохо для окружающих и принимают их за свои потребности. Мама говорит, например "нельзя злиться!" и ребенок заучивает, что нет у него такой потребности злиться, а злость, между прочим, отвечает за способность организма себя защитить. То есть получается, защищать себя нельзя. А что будет с животным, если оно не будет себя защищать? Правильно, его съедят. Таким образом чувства - это компас того, чего человеку надо для счастья. Та самая горошина под матрасом.
Когда человек не осознает свои чувства, он придумывает способы сделать себя счастливым. И вот вроде все правильно сделал - а несчастлив, или вроде ж понимаю, что надо делать для счастья, а чего-то не делаю. А просто ориентировка идет не на чувства, а на идеи, представления о том, что хорошо, а что плохо. И эти идеи могут быть очень разумные, но если они не про человека, этого конкретного, то не будут они работать. Сколько матрасов не клади, горошина будет мешать.
И тут мне еще вопрос задают: а если у меня есть конкретный запрос? Да пожалуйста. Все равно все проблемы проистекают из-за нарушенной адаптационной способности организма, а она нарушена в силу того, что меняющийся человек адаптируется не к меняющейся среде и меняющемуся себе, а к жестким неменяющимся идеям. И в этом смысле какой бы запрос ни был, он всегда про удовлетворенность собой и жизнью, а не про сдачу экзамена или женитьбу. Это как если бы человек говорил: "пить хочу!" - а в ответ ему: "подпрыгните три раза и будете счастливы". А он опять: "есть хочу!" - а ему в ответ: "подпрыгните три раза и будете счастливы!" И так далее. То есть "перестаньте быть собой, перестаньте чувствовать и хотеть, наша зеленая таблетка сделает вас счастливым 24 часа в сутки на протяжении всей вашей жизни!" Спасибо за это рекламе, идеологиям, Голливуду и сказкам с хэппиэндом.
И человек не слыша себя тихонько слепнет и глохнет, перестает реагировать не только на себя самого, но и на то, что происходит снаружи, в результате не только трудно понять чего хочу я, но и увидеть снаружи объект, который соответствует моей потребности: "я же другое привык выбирать, да и вот в газете написано... и по ТВ сказали...." Вместе с чувствами подавляется и энергия, зачем ее вырабатывать, если все равно к удовлетворению не приведет? Энергия откладывается в тело. Или в надежде на удовлетворение тратится совсем не на то, что приносит удовольствие. И все это приводит ко всем тем запросам, с которыми люди приходят к терапевту: выбор партнера, выбор работы, выбор способов поведения, прокрастинация, конфликты (конфликты между людьми отражают их внутренние конфликты, ругаемся мы на самом деле всегда каждый сам с собой, со своим внутренним адом, спроецированным на партнера), психосоматика, неуверенность в себе, то есть к  запросу "как быть собой в этом мире и при этом чувствовать себя удовлетворенным как можно чаще?".

О чем говорить с терапевтом? О горошине.

Tags: Как происходит психотерапия, На приеме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments