Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

творческая адаптация

Любое творчество - это попытка обойтись с тем опытом, который человек получил. Опыт мы проживаем через наши эмоции, тело, осмысляем, применяя знания, которые успели до этого получить. Опыт может быть приятным и неприятным, вызывать прилив чувств и сил или их упадок. И опыт меняет наше представление об окружающем мире, и мы пытаемся обойтись с собой и миром так, чтобы увеличить или уменьшить количество, изменить качество предстоящего нам опыта. То есть, приспособиться к тому, что нам открылось, что с нами происходит, что происходит вокруг нас. Это и есть творческая адаптация.

Механизм творческого приспособления еще называют механизмами прерываний контакта, механизмами психологической защиты.
У маленького ребенка практически нет никаких, по сравнению со взрослыми, способов манипулировать окружением для того, чтобы приспосабливать среду к себе, поэтому большая часть работы, которую делает ребенок - это приспосабливает себя к среде. Манипулирует своим телом, своей психикой и своими умом. Эти способы называют ранними защитами.
Вырастая, мы обретаем больше разных возможностей влиять на свое окружение, свободой передвижения, можем выбирать где и с кем жить, как обеспечивать свои потребности. Но способы творческого приспособления можем не поменять, и пользоваться теми, которые выработали в детстве, не смотря на то, что они уже аконтекстуальны и анахроничны.
Например, вместо того, чтобы сообщить партнеру о том, что его действия влияют на наши отношения разрушительно, мы можем прибегнуть к тем способам, к которым привыкли прибегать в детстве: разворот импульса на себя (ретрофлексия, саморазрушение), проецирование (он обидится) и т.д.
Например, вместо того, чтобы уйти из сложных отношений, поменять работу, предложить идею, обсудить ссору.... что мы делаем? У каждого свой творческий набор, который был ему полезен в детстве.

В гештальт-терапии терапевт помогает клиенту вырастить новые способы творческой адаптации - сегодняшнего человека к его сегодняшней жизни, а так же овладеть способами самостоятельного нахождения и создания новых способов творческой адаптации. Но и правда, что большая часть работы - это осознавание автоматических, привычных, старых, не актуальных способов приспосабливаться. Ибо без осознания старых невозможно выработать новые.
Итак, все, чему мы научились - прекрасно, главное, чтобы оно соответствовало контексту.
Лучший способ определить, где я, кто я и что сейчас будет моей лучшей творческой адаптацией - это осознать себя в здесь-и-теперь. Отсюда появляются направления изменений. И на этом принципе работает парадоксальная теория изменений.

Майский курс по раскрытию творческих способностей.

Tags: Восприятие, Гештальт, Искусство, Как происходит психотерапия, Парадоксальная теория изменений, Психосоматика, Управление судьбой, Эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments