Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

Управление Судьбой. Фрагмент из 7 главы "Манипулирование"

Итак, какие же уловки использует социум для того, чтобы управлять вашей жизнью?

Уловка первая: «Таковость».

 

«Человек, спрятавшийся в таковости, - то, чем играют; человек как активный субъект - тот, кто играет». И. Калинаускас

 

С раннего детства нам постоянно дают обозначения: «ты такой, ты эдакий, хороший/умный/красивый/безобразный/тупой/скучный». Эти обозначения играют роль якорьков, булавок, которые пришпиливают к нам ярлыки, и мы уже начинаем видеть себя через призму этих ярлыков или «таковостей». Список, который вы составили в упражнении №38 – это список ваших «таковостей». Каждый человек, если спросить его, кто он такой, способен выдать кучу «таковостей», включающих в себя половую принадлежность, расовую, профессиональную, возрастную, социальную, экономическую и т.д. Каждой «таковости» соответствует какой-то определенный поведенческий шаблон. Наверняка вы не раз слышали: «настоящий патриот – это…», «истинный христианин – это…», «сильные люди всегда сами справляются со своими проблемами», «настоящий мужчина…», «настоящая женщина…», «любящая мать…» и так далее. Предлагая некую «таковость», ее, прежде всего, делают привлекательной для людей. Например, «хороших людей все любят» J. Затем к ней дают ключ, то есть поясняют, что надо делать, чтобы считаться хорошим. Например, «хорошие люди думают сначала о других, а уж потом – о себе». Или «хорошие дети всегда доедают все, что им кладут в тарелки». Таким образом, если вам постоянно говорят, о том, как хорошо быть хорошим и при этом наглядно показывают, при каких условиях человек хороший и кто такие вообще хорошие люди, вы начнете автоматически выполнять набор программ, присущих «хорошим людям». Так случается социальная дрессировка: «если ты не делаешь то-то (то, что мне было бы удобно), то ты – плохой».

На самом деле, «хорошие люди» - это, в первую очередь, удобные люди, удобные другим. Хорошие люди никогда не перебивают других людей, не лезут вперед, не высовываются, соглашаются с другими людьми, не умеют отказывать и т.д. Таких «хороших людей» всегда удобно иметь рядом с собой, поэтому социум усердно их воспитывает.

Посредством «таковостей» мы выполняем четко определенные роли. Если человек является художником, он должен неминуемо играть роль художника и делать то, что полагается делать всем художникам: иметь рассеянный, мечтательный вид, быть непрактичным и носить длинные волосы и берет (и может быть иметь всегда больное горло и длинный шарф J). Если человек несколько отклоняется от этого образа, он уже какой-то не такой художник.


 

(.....)

Уловка вторая. «Человек должен быть верен самому себе».

Эта уловка гласит: Человек должен быть максимально стабильным и предсказуемым как для социума, так и для других людей. Это облегчает взаимодействие с ним. Человек, который меняется и изменяет свое мнение, вызывает у людей, как правило, тревогу и раздражение: ведь другие уже привыкли к тому, что от него можно ожидать. А если ты постоянно находишься в одном и том же образе, играешь одни и те же роли, делаешь то, что делал всегда, это очень удобно, поэтому это называется красивым выражением «оставаться верным самому себе».

 

Некоторые не отличают онанизма от верности себе. Станислав Ежи Лец.

 

В традиции толтеков (мексиканских шаманов) «быть верным самому себе» значит иметь личную историю и быть, в связи с этим, очень уязвимым. Потому, что наличие личной истории закрепляет в сознании других людей наши «таковости». Иметь личную историю, значит быть таким, таким и таким. Пока мы не знаем биографию человека, он является для нас опасным, ведь мы не знаем, что от него ждать и как к нему относиться. Зачастую без биографии мы не видим человека, он для нас пустая книга. И лишь по мере заполнения страниц нам кажется, что мы человека знаем. А на самом деле знаем лишь его наиболее присущие ему маски, «таковости», основные роли.

 

«Плохое здесь то, что если они однажды тебя узнали, то  ты уже становишься чем-то таким, что само собой разумеется, и, начиная с этого момента, ты уже не можешь порвать связь с их мыслями». К. Кастанеда

 

Если у нас есть личная история, близким постоянно требуется ее подтверждение и обновление. Это напоминает некий договор между людьми о том, что ты будешь такой и такой, а я буду такая и такая. Если мы хорошие, мы должны постоянно доказывать, что мы не изменились, что мы по-прежнему хорошие. Если мы добрые, то нам нужно все время демонстрировать нашу доброту. Мы оказываемся в буквальной степени зависимыми от своей личной истории и своей «таковости», потому что иначе нам могут сказать, что ранее мы только притворялись или что мы изменили отношениям. Изменение себя подразумевает под собой нарушение договоренности.

 

«С другой стороны, если у тебя нет личной истории, то никаких объяснений не требуется, никто не сердится, никто не разочаровывается в твоих поступках. И более того, никто не пришпиливает тебя своими мыслями». К. Кастанеда

 

(...)

Уловка третья.

Есть несколько вещей, с помощью которых наиболее легко происходит управление другими людьми. Это:

- безопасность

- любовь

- власть

- деньги

 

Если нашей безопасности что-то грозит, мы становимся крайне уязвимы. В нашей жизни наиболее небезопасно быть телом, физическим организмом, потому что тело легко повреждается, подвергается различным болезням, несчастным случаям. Но, самое главное, оно смертно! Как только мы начинаем считать себя телом, мы становимся очень уязвимыми, и жить становится очень небезопасно. Человек в состоянии тревоги и небезопасности хорошо внушаем и управляем. Поэтому достаточно убедить человека, что он тело, а потом постоянно демонстрировать ему, что бывает с телом: аварии, эпидемии и т.д., как тут же можно получить покорного члена общества. Такому человеку некогда думать о своих, скажем, политических свободах, если он в любой момент может погибнуть.


 

(...)

Главная ловушка, в связи с которой мы попадаемся в руки манипуляторов – это наши ограничения, в которых мы решаем, что «я могу быть только таким человеком, а другим – не могу». На самом деле один и тот же человек в разных ситуациях способнее на совершенно противоположные вещи. И это – нормально! Благодаря тому, что человек самое обучаемое и гибкое существо на земле, он способен адаптироваться в самых невероятных ситуациях. Благодаря нашей гибкости, благодаря тому, что мы можем в нужный момент включиться наиболее подходящим образом в ситуацию, мы достигаем успехов.

 
Tags: Мои книжки, Управление судьбой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments