Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

Рождение художника

Оригинал взят у anna_paulsen в post
Я обещалась написать, о чем я строчила во время защиты диплома. Это были совершенно разные вещи.
Во-первых, у нас там случилась чудесная дискуссия о том, есть ли жизнь после психотерапии. Один из моих одногруппников даже собирался писать диплом на эту тему, но решил пока не защищаться.
Не секрет, что научившись рефлексировать, ощущать свои границы и вместо устаревших инфантильных защит использовать более  зрелые и актуальные, человек ооочень сильно меняется, становится намного более разборчивым в формировании своего окружения, более остро реагирует на неуважение, однако становится менее раним, обиды сменяются на здоровое раздражение, а страх на любопытство. Одна из наших супервизоров процитировала Отто Ранка, который говорил, что люди делятся на три категории: обыватель, невротик и художник. Обыватель никогда не станет невротиком, ему и так хорошо и проблемы невротика для него непонятны. В фильме "Любовь и голуби" как раз конфликт обывателя и невротичной дамы. Они просто друг другу не подходят. Невротик никогда не сможет стать обывателем, для него важны смыслы. Но невротик может стать художником, если позволит себе идти по пути своего сердца. Правда художник в стрессовой ситуации очень даже может стать снова невротиком. И в этом смысле, оставаться художником - это держаться голоса своего сердца.
Так вот, те, кто достаточно долго находятся в терапии, рано или поздно становятся художниками. Обыватели в терапию не приходят, приходят только невротики. Про невротиков мы, терапевты, много знаем, а вот что такое быть художником - этот вопрос встает только сейчас. Только в нынешних условиях, когда проблемы быта у многих остаются позади и появляется энергия для творчества, появляется вопрос "как же мне такому уникальному жить? и с кем?". И это вопрос нынешнего поколения и следующих поколений. В этой точке и идет сейчас развитие сознания общества.
Еще интересный был вопрос о психологических защитах. Жить без психологических защит невозможно. Отсутствие защиты - это уже психоз. Просто в какой-то момент человека уже не устраивает его защита, и тогда происходит кризис. Жить постоянно в кризисе тоже невозможно. Психологическая защита - это ресурс организма, возможность сэкономить силы. И в этом смысле ломать себя - это неблагодарное дело. Защиты нужно не ломать, а изучать, как оно мне помогает, а как мешает, с тем чтобы использовать их уже не бессознательно, а осознанно максимально эффективным для себя способом. Невроз в этом контексте - это ригидность психологических защит, когда оно мне уже не помогает, а я все равно этим пользуюсь. Инертность. Если рассматривать психологические защиты как творчество (вот про это как раз был мой диплом), то один человек все время одно и то же рисует, а другой то так, то эдак. И тогда невроз - это внутриличностное творчество. Осознавать этот творческий процесс внутри себя намного легче, если вы между частями своей личности впустите некоторое пространство, кислороду добавите. Вот представьте себе, что у вас внутри там команда сидит в кругу. Каждый занимается всем, чем хочет. Ваша задача - сделать из этих товарищей команду. Это и будет целостность. Некоторым членам команды приходится говорить "подожди, дай другим сказать", некоторых приходится подтягивать "ты о чем молчишь?" Кто бывал на групповой терапии, тот представляет себе этот процесс. Важно вот что: у каждой части личности есть свои потребности. Их даже по потребностям можно и называть, например "озабоченный безопасностью" или "желающий внимания", и вот все эти потребности важны. Целостность возникает тогда, когда этой команде удается друг с другом договариваться. И чем чаще человек сам с собой уважительно договаривается, тем он внутренне свободнее, легче, теплее и проще, и живется ему тоже соответственно  легче.
Ну еще была дискуссия про чувство вины. Я для себя отметила два пути его возникновения.
Один - это избегание беспомощности путем присвоения себе ответственности за то, перед чем человек беспомощен, и как следствие возникновение чувства вины "за то, что не дотянул".
Второй - это ретрофлексия обиды. То есть на самом деле я сильно обижен на кого-то, но не признаюсь себе в этом, зато начинаю чувствовать вину по отношению к этому человеку. И тут уже даже и не понимаю, в чем я перед ним виноват. Я недавно сама с такой хитрой темой столкнулась:) Чувство вины вообще сигнализирует о том, что какие-то "небалансы" с ответственностью и что вы находитесь в роли жертвы. Самый тяжелый вид вины первого вида встречается в связи со смертью близкого человека и у родителей перед детьми. Довольно трудно признать свою беспомощность, когда рядом кто-то слабее тебя или вообще умер.
Ну на сегодня все. Потом еще напишу пост о тревоге.
Tags: Искусство, Парадоксальная теория изменений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments