Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

Полный тренинг по развитию уверенности в себе. Фрагмент из 9 главы "Конфронтация и конфликт"

Публикую фрагмент из этой книги в догонку к предыдущему обсуждению о критике:

Частой причиной конфликта является вторжение на чужую личностную территорию, характеристики которой я описала выше. Это происходит тогда, когда вместо собственных реакций мы предъявляем другому описание того, что он делает.

 

J Глубину колодца, как и глубину души, можно измерить брошенным туда камнем.

 

Пример неэффективной коммуникации:

 

N. Ну у тебя сегодня и видок дурацкий…

NN. Когда ты так говоришь, я чувствую, что ты меня оскорбляешь!

N. Я тебя оскорбляю? Да я тебе правду говорю! Посмотри на себя в зеркало! В таком виде тебя на улицу выпускать нельзя! Только людей пугать!

NN. Не твое собачье дело! В чем хочу, в том и хожу!

Или

NN. Зачем ты меня обижаешь? (слезы)

 

Конфронтация была запущена фразой «я чувствую, что ты». Во-первых, чувствовать про другого невозможно, поскольку на теле другого нет наших чувствующих рецепторов J. Если бы вы могли это, вы были бы этим другим. Его опыт – это его опыт, а ваш опыт – это ваш опыт, даже если речь идет об одной и той же ситуации, в которой вы оба участвуете. Во-вторых, когда мы описываем поведение другого, мы вторгаемся на его личную психологическую территорию. И в ответ он еще больше вторгается на нашу. В-третьих, описывая другого, мы всегда говорим неправду, поскольку только сам человек точно знает, что он делает и что чувствует. И тогда в ответ мы получаем такую же точно неправду. Когда каждый говорит о себе – он наиболее правдив и доступен для понимания, поскольку он дает себя понять. Когда же мы говорим о другом, описываем другого, мы не усиливаем понимания себя, поскольку не открываем себя и своих реакций, а интерпретируем другого. От этого другому не только не ясно, почему и как мы реагируем, но и неприятно.

 

Пример эффективной коммуникации:

N. Ну у тебя сегодня и видок дурацкий…

NN. Когда ты так говоришь, я чувствую себя оскорбленным. Если у тебя есть конструктивные предложения о том, что мне нужно изменить в одежде – выскажи их, без уничижительных и оскорбительных слов. Слово «дурацкий»  не приемлемо.

Другой вариант.

N. Ну у тебя сегодня и видок дурацкий…

NN. Когда ты так говоришь, я чувствую себя оскорбленным. Я не желаю, чтобы ты общался со мной в таком тоне.

 В этих примерах говорящий остается на своей территории, поскольку описывает себя, а не другого. Какими бы обоснованными не были наши требования, если мы говорим «ты такой» или «ты так делаешь», мы вызываем агрессию. Иногда эта агрессия скрыта (поскольку партнер предпочитает скрывать свое неудовольствие), но она всегда есть и рано или поздно становится явной.

 

Еще одной причиной конфликта является предвзятое восприятие. Часто мы реагируем на другого не адекватно тому, как он себя ведет, а, скорее ведомые прошлым опытом и накопленными обидами на других людей. И, когда кто-то хотя бы чуточку напоминает нам другого, который обижал (даже если мы не осознаем сходства), ему достается не только наша реакция, адресованная ему самому, но и тонна гнева, адресованная, на самом деле, кому-то другому.

Tags: Дискуссии, Мои книжки, Управление судьбой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments