Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Categories:

о кризисе в российском кино

Я уже ссылалась на эту статью, но, поскольку она выложена на внешнем ресурсе, копирую сюда, чтобы не потерялась.

Нина Рубштейн, креативный продюсер Творческого Объединения «Факультет», сценарист, специалист по развитию навыков, выпускница Академии Коммуникаций Wordshop BBDO.

За время обучения в Wordshop у лучших педагогов российской киноиндустрии, я проанализировала ситуацию кризиса в нашем кино, и хочу поделиться своими наблюдениями о стратегическом видении решения этой проблемы.

Аналитические обзоры Бюллетеня Кинопрокатчика за последний год объясняют кризис в российском кино дефицитом финансирования, недостатком залов и оборудования, неразрешимым конфликтом между коммерческим и авторским направлениями в кино, и политической ситуацией в кинобизнесе и в стране в целом. Увы, я не нашла в этих материалах интереса к прямому покупателю – зрителю, и его потребностям. Дважды увы – киноиндустрия полна мифов и домыслов о зрителе и его потребностях.

Если оценивать ситуацию с точки зрения возможностей, а не с точки зрения факторов непреодолимой силы, то причин кризиса всего четыре.

1. Образовательный процесс в кинобизнесе в упадке (хороших преподавателей единицы и мне повезло у них учиться).
2. Художники далеки от народа и не хотят искать с ним общий язык.
3. Народ далек от художников и не в состоянии понять их высоких помыслов.
4. Телевидение и кино со страшной силой проигрывают в популярности интернету.

С российским народом ничего не поделаешь: география у нас большая, благая весть идет долго и утрачивает свою актуальность в процессе езды на телеге из столиц до окраин.
Телевидение и кино проигрывают интернету в удовлетворении любознательности – это очевидно. Не любопытное у нас кино и телевидение. Почти ни для кого. Вечная российская идея о дураках и дорогах не отменяет того, что наша аудитория остается одной из самых любопытных и любознательных в мире. Проблема общего языка художника со зрителем в том, что современный российский талантливый художник не может себе позволить спуститься с высоты своего достоинства, чтобы донести до зрителя свои ценности на простом понятном для всех языке. А даже если и полон любви к народу – то не обучен находить с ним общий язык.
Каналы и продюсеры сбились с ног в поисках талантливых рассказчиков, которые бы захватили интерес зрителей, возбудив их смотреть на сказочника во все глаза и слушать внимательно его мудрые сказки.

Конкуренцию с интернет телевидению не выиграть, поэтому лучшее, что может сделать телевидение – это перейти в интернет. Как Магомет и гора.

Основное достоинство кинопроката – это большой экран, и существование кинопроката оправдано до тех пор, пока есть, что на нем показывать.

У нас нет проблемы с творческими, финансовыми и прочими ресурсами: мы снимаем огромное количество плохих фильмов и находим на это деньги, и при этом огромное количество талантливых людей не находят себе адекватного применения. То есть, на самом деле, речь идет о нерациональном использовании ресурсов.

Не хватает, на самом деле, следующего:
- квалифицированной подготовки кинокадров по современным технологиям обучения;
- квалифицированных учителей-режиссеров и драматургов, владеющих современными технологиями обучения;
- квалифицированных менеджеров/агентов, умеющих собрать кинокоманду «режиссер-сценарист» и «сценарист-сценарист», организовать конструктивный творческий контакт внутри команды, готовить эффективные коммерческие предложения для продюсерских центров и телеканалов, и вести с ними многоэтапные и многоуровневые переговоры.
- учебно-методических материалов для режиссеров, сценаристов и продюсеров.

Мы, как родина лучших актерских и режиссерских мировых школ Чехова, Станиславского, Эзенштейна, Ершова и других, держим в руках уникальные психотехнологии построения кинокартин и воспитания актеров, но в условиях современной культуры не приложили труда, чтобы адаптировать их к реальности 21 века.

Вот те конкретные меры, которые можно предпринять для выхода из кризиса:

- организация обучения по специальностям: педагог-режиссер, педагог-сценарист/драматург для опытных режиссеров и сценаристов, и по специальности креативный продюсер кино.
- издание сборников методических материалов для студентов и начинающих специалистов (российские и переводные иностранные статьи и публикации)
- создание и финансовая поддержка современных творческих экспериментальных площадок для практики студентов, таких, как Wordshop и школа «Свободное кино» Дмитрия Куповых. С другими я еще не успела познакомиться.
- разработка современных технологий обучения сценаристов, режиссеров и актеров.

Креативные группы нового типа (сценарные группы, возглавляемые менеджером, объединения режиссеров, сценаристов и креативных продюсеров) способны решить проблему изготовления качественных сценариев и киноисторий, в первую очередь, за счет организованной командной работы и взаимного обучения.

Творческое Объединение «Факультет» - это продюсерский центр нового типа, интактная команда, объединенная идеей синтеза авторского и коммерческого кино. Она создана из выпускников кинофакультетов Wordshop 2013, мастерских Юрия Короткова (сценаристы Камилл Ахметов, Татьяна Андрейкина, Ирина Мардарь, Анастасия Зайцева) и Игоря Волошина (режиссеры Дмитрий Долженко, Анна Духонина, Гюля Меликова и Владимир Сумашедов).
Мы разрабатываем кино- и телепроекты самых разных жанров и направлений.

За три месяца существования «Факультета» мы успели организовать внутреннюю работу команды и внутреннее обучение, первичное сотрудничество с несколькими сценарными агентствами и продюсерскими центрами, снять фестивальный короткометражный фильм «Мы забыли», успешно дофинансировав его с помощью краудфандинговой платформы «Бумстартер» и при поддержке Молодежного центра Союза Кинематографистов России и студии Дмитрия Куповых «Свободное кино».
Каждый член команды – безусловный талант. Творческое взаимодействие режиссеров и сценаристов рождает командную синергию, и креативные решения позволяют каждому специалисту развивать свои собственные идеи сольно или в паре. Наши черты – мобильность, высокая скорость обучения и взаимного обучения, высокая производительность и гибкая ориентация на потребности заказчиков, уже сейчас, на старте, делают нас востребованной и конкурентоспособной командой.

Важно так же признавать, что постмодернистское кино уже исчерпало все свои ресурсы: все, что уже снимается – уже было, в той или иной мере. Требуется разработка нового направления. И, если отслеживать тренд мировой культуры в целом, то это направление – интеграция. Всего со всем. Для этого нужны новые авторы, пропитанные интегральной культурой.

Конечно, совершенствование технологий обучения и организация креативных команд не решает всех проблем российского кинорынка, но приложение сил к решению этих задач закладывает долгосрочную перспективу роста качества российского кино.
Tags: Бизнес-оргконсультирование, Кино, Коучинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments