Nina Rubshtein (rubstein) wrote,
Nina Rubshtein
rubstein

Category:

Гэтсби

Наконец-то добралась я до Гэтсби.
Очень много впечатлений.
Я смотрела фильм, конечно, с точки зрения сверхзадачи, от которой строится все остальное. Для этого я смотрела кино глазами рассказчика. В начале фильма он - пациент психиатра, и, по сути, психиатр спрашивает его, о чем его боль и предлагает написать эту историю. Рассказчик говорит, что он отравлен этой историей. И я смотрела этот фильм, отыскивая, что именно его отравило. И мне важно было понять, что имелось ввиду, когда речь идет о том, что Гэтсби - великий. В чем его великость.


Я спросила у знакомых, о чем кино. Они говорят - об одержимой любви.
Гэтсби не был одержим любовью. Это человек, который с детства чувствовал в себе огромные силы и потребность их реализовать. И эти силы, и эта потребность помогли ему преодолеть все то, что он преодолел еще до встречи с Дэйзи. Это был человек с огромными силами и огромным потенциалом, именно этим он и велик.
Кто выбирался из нищеты на совершенно другой уровень, тот знает, что подняться со дна, в котором ты родился и вырос - это не только рвануть в действия, это еще и способность поменять мышление и научиться огромному количеству вещей, разорвать свой контекст, приложить для этого огромные усилия.

И если бы он не встретил Дэйзи, он мог бы стать великим мореплавателем, или ученым, или строителем или кем-то еще. Но он встретил нежную девушку, настолько трепетную, что сердце его было тронуто. Перед первым поцелуем он стоял перед выбором: идти за этим чувством, или идти по пути своей самореализации, и отчетливо понимал, что если он поцелует ее сейчас, то выбор будет сделан. И он отдается этому чувству, и все его великие силы направляются к Дэйзи.

Это фильм о разных уровнях любви, обусловленных контекстом жизни. Любовь человека, который бился на грани жизни и смерти, имеет другую глубину, чем любовь человека, чьи самые сильные негативные эмоции на грани "красиво-некрасиво", "удобно-неудобно", "требует усилий - не требует усилий", "скучно - занятно".
Это фильм о богатстве и нищете души.
Гэтсби и Дэйзи любят друг друга, но от его любви до ее любви - пропасть классовых различий, которые выражаются в том, как каждый из них переживает окружающие их обстоятельства.
Глубина любви измеряется глубиной преодолений, которые человек способен совершить.

Я размышляла, если у него такая глубокая душа, то откуда такие пошлые вечеринки? Почему - так? Потому, что это то, как он воспринял, что нравилось Дэйзи. Эти вечеринки отражают ее душевную дешевизну и пошлость, в которой она родилась, выросла и живет. Ее понятия о красоте и радости. Он пытался дать ей то, как он видел, в чем она нуждается.

Игра Ди Каприо больше всего впечатлила меня в том, чем он наполнил то, что называется в свете этикетом. Контраст между тем, как люди из окружения Дэйзи следовали этикету, и как - Гэтсби. Каждый его жест, который для близких Дэйзи является лишь формальной необходимостью, атрибутом культурного слоя вроде галстука и запонки, для Гэтсби - священный ритуал, наполненный смыслом. Герой благороден своим духом, а его антагонисты - лишь в манерах. Сцена, где он берет себя в руки после нападения на Тома - великолепна.

Почему он так облажался с Дэйзи? По той же самой причине, по которой лажаем все мы: ему казалось, что слова Дэйзи "я тебя люблю" наполнены тем же смыслом, что и его слова, тогда как ее "люблю" и его "люблю" - это два абсолютно разных "люблю". Ее любовь - это романтика и удовольствие. Его любовь - это сила преодоления.

Операторская работа выше всяких похвал.

Tags: Искусство, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →